Название направления бизнеса дано в соответствии с рабочим вариантом перевода на русский язык документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы"
По мнению автора, классификация рисков, которые несет банк-эмитент, по трем категориям:
1. Потери из-за мошеннических действий вне системы банка:
— овердрафт на счету клиента из-за мошеннических действий клиента при массовых закупках по карточке ниже авторизационных лимитов магазинов;
— списание средств со счетов клиентов по поддельным картам;
— списание средств со счетов клиентов по утраченным каргам;
— списание средств по фальшивым финансовым документам.
2. Потери из-за мошеннических (либо без корысти) действий в системе банка:
— несанкционированная установка на карту кредитного лимита, позволяющая увеличить авторизационный остаток на СКС с последующим снятием средств;
— несанкционированная установка в авторизационной системе специального статуса счета, позволяющего в определенных пределах снимать средства с карточки (фактически кредитный лимит);
— несанкционированное пополнение счета карты;
— выпуск параллельной карты-двойника;
— несанкционированный выпуск новых пластиковых карт (например, с нулевым балансом и пр.)
3. Потери из-за технологических сбоев и ошибок:
— несоблюдение требований платежной системы по оформлению платежей;
— несоблюдение требований платежной системы по передаче информации.
Для минимизации потерь банка-эмитента необходимо соблюсти основные моменты обеспечения безопасности:
— обеспечение физической и технологической безопасности процесса производства карточек, процессирования транзакций и обеспечения процесса авторизации;
— обеспечение оптимального уровня проверки персональных данных потенциальных держателей пластиковых карт;
— обеспечение информационно-аналитической деятельности по раннему выявлению мошеннических действий с пластиковыми картами.
Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на бурное развитие карточного рынка и операций с платежными банковскими картами в Казахстане, внедрение этого относительно нового продукта и дополнительных услуг к нему должно происходить при тщательной оценке рисков, особенно операционных и кредитных.
В противном случае, существует вероятность возникновения кризиса на рынке розничных банковских услуг. Казахстан находится в начале пути по развитию банковских карт как инструмента расчетов, еще не до конца проработана нормативная база, потребители еще не привыкли к новым услугам и кредитным картам, относительно высокий уровень мошенничества снижает востребованность карт и дистанционных сервисов. Тем не менее, тенденции развития платежного оборота посредством банковских карт свидетельствуют о положительной динамике рынка.
Еще по теме:
Система ключевых показателей эффективности деятельности
коммерческого банка
Существует ряд показателей аналитической информации, для которых формат предоставления играет большую роль - это акционеры, высший менеджмент банка, ряд внешних пользователей. Для данных пользователей управленческая отчетность должна быть максимально краткой и в то же время информативной, дающей пр ...
Понятие, сущность и классификация ценных бумаг
Под ценными бумагами понимаются специальным образом оформленные финансовые документы, предъявление которых необходимо для реализации выраженного в них права. Специфика и закономерности процессов первичного и вторичного обращения ценных бумаг определяются в зависимости от их типа. Ценная бумага - эт ...
Основная цель и направления системы внутреннего
контроля
В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России определена защита интересов кредиторов и вкладчиков путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежаще ...