Совершенствование системы управления банковскими рисками в карточном бизнесе

Банковское дело » Современное состояние рынка пластиковых карт » Совершенствование системы управления банковскими рисками в карточном бизнесе

Страница 3

4. возможность передачи риска другим институтам

5. разработка продуктов, снижающих кредитный риск

6. качественная информационная поддержка клиентов

Операционные риски

Наибольший интерес для платежных карт как банковского продукта представляет операционный риск, который определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий . Стандартно операционный риск оценивается в зависимости от направления бизнеса и годового валового оборота по этому направлению, получаемого кредитной организацией. С точки зрения автора, данные подход не имеет под собой достаточной основы, так как заявление о влиянии дохода на уровень операционного риска весьма спорно.

Автором предлагается построение управления операционными рисками исходя из четырех этапов.

Первый этап - выявление риска, который подразумевает анализ всех факторов операционного риска, в том числе риски продуктов, деятельности, процессов и систем. Этот этап потребует огромных временных затрат, так как необходимо детально изучить работу каждого отдела, вовлеченного в операции с платежными картами, изучить движение потока документов, уровни принятия решений, проанализировать все процессы, происходящие в банке, а также выявить особенности используемых систем. Первый этап должен завершиться построением детальной модели бизнес процесса.

Второй этап подразумевает систематизацию риска на основе экспертных суждений с учетом таких факторов, как количество и качество персонала, характер изменений в бизнес процессе, уровень технологий, качество внутренних процедур и системы контроля. Работу на втором этапе целесообразно проводить при сотрудничестве с начальниками отделов, которые понимают процессы и могут высказывать достоверные экспертные суждения.

Третий этап предусматривает мониторинг текущей деятельности, в том числе внедрение системы отчетности в случае убытка, построение базы данных потерь, выбор ключевых индикаторов риска и периодический контроль их значений. Здесь наиболее важно информирование о случаях возникновения убытков в результате реализации операционного риска. Информация о подобных событиях после систематизации может быть использована для целей построения статистической базы. На основе статистики матрица рисков уточняется и пересматривается.

Четвертый этап реализуется по двум направлениям - контроль и снижение риска. Методами снижения риска могут быть качественная разработка процедур для новых продуктов и видов деятельности; страхование; аутсорсинг; планирование бизнеса; развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации политика отдела кадров и т. п. При выявлении случаев убытка в результате реализации операционного риска должны приниматься меры по исправлению узких мест и минимизации риска возникновения подобных ситуаций в будущем.

Контроль осуществляется путем внедрения системы внутреннего контроля, расследования случаев операционных убытков, оценки системы управления операционными рисками, сравнение прогнозируемых операционных потерь с фактическими, периодический пересмотр индикаторов операционного риска и основных принципов управления рисками.

Выше приведены общие моменты построения системы управления операционными рисками, которые могут быть использованы для всех направлений бизнеса. Особенностями же направления ≪розничные банковские операции/платежные карты≫, влияющим на построение системы управления операционными рисками, будут являться необходимость соблюдения не только законодательных требований, но и правил платежных систем; высокий потенциальный уровень мошенничества как среди персонала и клиентов, так и со стороны третьих лиц; высокий уровень автоматизации работы и, соответственно повышенные риски систем (например, банкоматной сети, нарушения в работе каналов связи и т.п.); а также значительные физические риски.

Контроль за операционными рискам осложняется также постоянным изменением банковских продуктов. Платежные карты - один из самых динамически развивающихся продуктов, сопровождающийся появлением новых сопутствующих услуг. Современная ситуация на рынке свидетельствует об усилении роли дистанционных сервисов, различных совместных карточных продуктов, активном развитии кредитных карт и постепенным внедрением чиповых технологий.

Платежные карты характеризуются высоким уровнем мошенничества, что является частью операционного риска. Эволюция мошенничества с пластиковыми картами шла одновременно с совершенствование самих карт и методов расчетов на и основе. Суть мошеннических операций состоит в выяснении номеров счетов/карт, изготовлении фальшивых карт, перекачивании денег с их помощью со счетов истинных владельцев на счета подставных фирм или физических лиц. Теоретически мошенничество может произойти на любой стадии выпуска и функционирования карты: в банке-эмитенте; в банке, обслуживающем торгово-сервисную сеть; в торгово-сервисной сети; непосредственно в среде держателей карт; в компаниях, обслуживающий информационный обмен между участниками платежной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Основные понятия и функции маркетинга страхования
Служба маркетинга страховой компании рассматривается как мозговой центр, как источник обоснованной информации и рекомендаций по многим вопросам текущей и перспективной деятельности страховщика. Центральной фигурой страхового рынка становится страхователь, интересами и потребностями которого в страх ...

Организация работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации
Руководитель кредитной организации определяет режим работы внутреннего структурного подразделения и порядок передачи информации о совершенных внутренним структурным подразделением операциях. Кассовые операции во внутреннем структурном подразделении могут осуществляться одним или несколькими кассовы ...

Процедура лицензирования страховой деятельности
Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который является внутренним документом и определяет порядок работы ведомства по приемке заявлений на выдачу лицензий, проверке представленных документов, а также основные функции подразд ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru