Совершенствование системы управления банковскими рисками в карточном бизнесе

Банковское дело » Современное состояние рынка пластиковых карт » Совершенствование системы управления банковскими рисками в карточном бизнесе

Страница 1

Карточный бизнес, как и любой другой связан с рядом рисков, возникающих на всех стадиях работы. Национальный Банк планируется разработать методические рекомендации для банков по оценке рисков карточных продуктов, но данный проект пока находится в процессе разработки.

В связи с актуальностью проблемы, особенно для Казахстана, где системы оценки рисков внедрены слабо даже в рамках продуктов кредитования корпоративного сектора, автором предложена методика оценки рисков для банка-эмитента платежных карт.

Среди рисков, которым подвергается банк при работе с картами можно выделить: кредитный, операционный и стратегический риски. По мнению автора, риск ликвидности, а также валютный и страновой риски не могут быть оценены применительно к отдельному банковскому продукту, так анализируются на уровне всего банка на основе данных обо всех активно-пассивных операциях кредитной организации. Влияние же странового риска на конкретный банковский продукт также спорно.

Кредитный риск

Прежде чем оценить кредитный риск необходимо сначала определить случаи его возникновения. Кредитный риск в отношении платежных карт может проявляться в двух случаях.

Во-первых, как вероятность неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссудной задолженности. В этом случае риск оценивается в рамках общей системы контроля банковских рисков, риск определяется при открытии кредитной линии на базе финансового положения клиента и корректируется в дальнейшем в зависимости от качества обслуживания долга.

Базельским комитетом разработаны три подхода к оценке кредитных рисков, которые могут применяться кредитными организациями.

Большинство кредитных организаций, особенно с участием иностранного капитала, в дополнение к нормативным требованиям Банка Казахстана следуют рекомендациям Банка международных расчетов при оценке кредитного риска.

Во-вторых, кредитный риск может проявляться как риск возникновения неразрешенного овердрафта. Этот кредитный риск возникает только при работе с платежными картами, поэтому на нем следует остановиться отдельно. Дело в том, что не всегда возникновение ссудной задолженности происходит по вине клиента. В целом можно выделить следующие случаи возникновения неразрешенного (технического) овердрафта: проведение операций без электронной авторизации; курсовые разницы при совершении операции в валюте, отличной от валюты ведения счета и проведение операции самим банком без блокировки суммы по карте. Под курсовой разницей имеется в виду разница в курсе блокировки суммы при авторизации и списании, в результате чего доступный баланс по карте может временно оказаться больше. Если клиент успевает потратить денежные средства до момента списания, возникает овердрафт, о существовании которого держатель карты может и не догадываться. К третьему случаю возникновения овердрафта относится проведение операции не по карте, а непосредственно по счету (периодический платеж по кредиту, конвертация/внутренний перевод, внешний перевод, снятие денежных средств со счета без использования карты). Овердрафт возникает, если учет в банке построен на системе операционного дня, а не отражения операций в реальном времени. В данном случае проблема решается с помощью блокировки соответствующих сумм на карте либо установления отрицательных бонусов. Как правило, данные операции осуществляются вручную, поэтому существует человеческий фактор и вероятность ошибки (операционные риски).

При рациональной политике контроля над рисками несанкционированные овердрафты не должны превышать 3% от объема привлеченных ресурсов. Здесь необходимо разделять овердрафты, возникшие с целью мошенничества и без злого умысла. Суммы по мошеннические операциям, как правило, не возвращаются и под них требуется создание 100% резерва, то вторые погашаются добросовестными клиентами, а потери банка носят временный характер.

Справедливости ради стоит заметить, что кредитный риск содержится не только в отношениях между держателем карты и банком, но также охватывает работу с эквайринговой сетью и платежной системой (банком-принципалом или расчетным банком).

Несмотря на существующие отличия в структуре кредитного риска по операциям с платежными картами его оценка происходит в рамках общей методики, принятой кредитной организацией с определением показателей, характеризующих уровень существующего риска (например, доля и сроки просроченной задолженности, объемы созданных резервов и т.д.). Некоторые источники делят кредитный риск в карточном бизнесе на розничные и корпоративные риски.

Данная классификация не представляется автору приемлемой, так как не всегда можно разделить розничный и корпоративный риск в карточном бизнесе (например, по зарплатным проектам).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

История возникновения и развития пенсионного страхования в России
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. . В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. По прошествии переходного пер ...

Структура Сбербанка
Организационная структура Сберегательного банка состоит их четырех уровней: - центральный аппарат Сбербанка России в Москве; - территориальные банки. Северо-Западный банк – один из территориальных банков. Он функционирует на территории 7 субъектов РФ; - филиалы. В настоящее время, по сравнению с др ...

Расчеты через подразделение расчетной сети Банка России
На настоящий момент это наиболее широко используемая форма. Особым субъектом подобных соглашений является специальное подразделение Банка России - РКЦ, выступающий посредником в платежах между коммерческими банками. Кредитная организация (филиал) имеет право открывать корреспондентский счет (субсче ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru