Понятие и сущность социального страхования

Банковское дело » Правовое регулирование социального страхования » Понятие и сущность социального страхования

Страница 9

В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п.

Наиболее полное определение понятия «социальное страхование», на наш взгляд, дается в Законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»[44]. В ст. 1 Закона предусмотрено: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Правовую базу обязательного социального страхования составляют: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[45]; федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования)[46].

Однако налицо незавершенность формирования и несовершенство правовой базы социального страхования: до сего времени не приняты федеральные законы «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности», «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»; законодательно не утверждены порядок, процедуры и источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий; сохраняются серьезные противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ в части, касающейся ЕСН, который трактуется, прежде всего, с налоговых, а не со страховых позиций.

Существенные недостатки в правовом регулировании российской системы обязательного социального страхования проявляются и в других отношениях, в том числе в параметрических характеристиках страховых платежей и в модели их распределения по видам страхования. Такие платежи - общепризнанные мировым сообществом категории, представляющие собой: для работников - часть резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случае наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.); для работодателей - часть издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг); для общества - часть необходимого продукта; для государства - публичные обязательства и внутренние долги. В России платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме ЕСН, их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и служат конкретными финансовыми источниками государственных социальных фондов.

По мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения[47].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Экономическая характеристика заемщика – ЗАО «КМЭЗ». Расчет финансовых коэффициентов кредитоспособности для ЗАО «КМЭЗ»
Оцениваемое предприятие - ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» является старейшим металлургическим предприятием Урала. Со времени его основания в 1757 году Н.Н. Демидовым, завод почти 150 лет являлся железоделательным. Многие годы именно здесь выпускали железо всемирно известной марки "Два ...

Нормативно правовая база
На сегодняшний день основными документами, регламентирующими банковскую деятельность на территории России являются: 1. Федеральные законы: - Гражданский кодекс Российской Федерации – часть вторая; - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации"; - Федеральный закон "О ...

Методики определения кредитоспособности заемщиков, применяемые российскими банками
Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru