Под кредитным риск-менеджментом мы понимаем систему согласованных методов выработки кредитной стратегии, идентификации, оценки, управленческого воздействия, аудита и корректировки кредитных рисков, направленных на планомерное прохождение открываемых кредитных рисковых позиций.
Кредитный риск-менеджмент с позиций отдельного коммерческого банка можно представить как процесс, последовательно проходящий следующие этапы:
l выработка стратегии управления кредитными рисками;
l идентификация (распознавание) риска;
l оценка последствий наступления рисков;
l выбор решений об управляющем воздействии (тактика управления рисками);
l аудит и корректировка управления кредитными рисками
Данная последовательность кредитного риск-менеджмента способствует реализации классической схемы управленческого процесса: анализ - планирование - формирование регулирующего воздействия - учет и контроль. Кроме того, представленная схема позволяет создать эффективную организационную структуру системы управления рисками, в которой каждое подразделение работает в определенном заданном направлении. Однако разделение процесса управления риском на этапы не означает, что существуют временные интервалы при осуществлении данных мероприятий. Весь процесс управления является непрерывным, все его этапы тесно переплетены и осуществляются одновременно для разных видов риска. В банковской практике организационная и функциональная структура кредитного риск-менеджмента базируется на деятельности трех служб: миддл-офиса, фронт-офиса и бэк-офиса. Миддл-офис (middle-office) - банковские подразделения, отвечающие за успешное осуществление банковского риск-менеджмента и кризис-менеджмента. В некоторых случаях миддл-офис может заниматься разработкой методик проведения новых операций, согласованием нормативных документов и типовых форм с другими подразделениями банка и т.п. Миддл-офис ближе всего стоит к фронт-офису и работает, в основном, с ним во взаимной увязке.
Фронт-офис (front-office) - это подразделение, заключающее кредитные сделки банка. Оно проводит финансовую экспертизу кредитных проектов по вопросам целесообразности и условиям открытия рисковой кредитной позиции, осуществляет анализ финансово-хозяйственного положения клиента, гаранта и/или поручителя, проверяет технико-экономическое обоснование кредитного проекта, его эффективность и окупаемость, рассматривает предложенное обеспечение, его ликвидность на рынке, и целесообразность принятия банком такого залога и т. п.
Бэк-офис (back-office) - это подразделение, обрабатывающее сделки, осуществляющее расчеты и ведущее управленческий учет, т. е. выполняющее вспомогательные функции по отношению к фронт-офису. Входящая в его состав служба безопасности банка проверяет надежность контрагента, гаранта и/или поручителя, изучает историю взаимоотношений потенциального клиента с финансовыми учреждениями и правоохранительными органами, рассматривает его деловую репутацию и т. п. Юридическая служба предваряет открытие рисковой кредитной позиции изучением вопросов наличия и правильности оформления учредительных документов, регистрационных свидетельств, патентов, лицензий, документов, подтверждающих права аренды и владения имуществом предприятия, правильности оформления договоров, сопровождающих операцию, договоров гарантии, поручительства, страхования, их соответствия действующему законодательству, определения лиц, имеющих право подписи договоров, договоров залога, поруки и гарантий и т. п.
Кредитный риск-менеджмент как доминирующий элемент банковского риск-менеджмента в целом имеет трехуровневую структуру. На «верхнем» этаже банковской организационной иерархии находятся коллегиальные органы банка: Наблюдательный совет, Правление и комитеты.
Еще по теме:
Модели в практике ипотечного кредитования
В зарубежной практике ипотечного кредитования сложились две основные модели – модель ипотечной компании и сберегательного банка. Модель ипотечной компании основана на ипотечных ценных бумагах. Ипотечная облигация – это долгосрочная ценная бумага, выпускаемая под обеспечение недвижимым имуществом и ...
Проблемы развития практики кредитования индивидуальных предпринимателей
и физических лиц
Анализ, проведенный во второй главе, показал позитивные тенденции в кредитовании физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выражаются в увеличении количества выданных кредитов, повышении качества кредитного портфеля и сокращении удельного веса просроченной задолженности. Однако в ба ...
Порядок заключения договора банковского вклада
Общим требованием заключения договора банковского вклада является внесение вкладчиком либо третьим лицом на имя вкладчика денежной суммы, составляющей сумму вклада. Данное требование истекает из того обстоятельства, что договор банковского вклада, являясь реальным договором, может считаться заключе ...