Законодатель сжалился над международными карточными системами, но усложнил жизнь российским банкам. Законы о национальной платежной системе[67] наделали много шума на стадии их разработки и доработки в Государственной Думе. Здесь не обошлось ни без критических высказываний со стороны научно-исследовательского сообщества.[68]
Основной темой в этих дискуссиях до недавнего времени оставалась судьба банковских карт, обсуждавшаяся, прежде всего, в аспекте создания национальной системы платежных карт (НСПК), а также в связи с функционированием в России международных платежных систем (МПС), под которыми у нас чаще всего понимают международные системы платежных карт (Visa, MasterCard, American Express). Вопросы регулирования банковских карт затмили даже обсуждение электронных денег, которые по Законам о НПС будут выпускаться и обслуживаться банковской системой, а не как в настоящее время кем угодно. Поводов для обсуждений Законов о НПС на стадии их разработки и доработки в части регулирования банковских карт было много.
На вопросы, связанные с созданием национальной платежной карты (или как ее еще называли НСПК), ответы начали находиться уже с 27 июля 2010 года, когда был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», глава 6 которого урегулировала универсальную электронную карту (УЭК), а в качестве организации, ответственной за создание и функционирования УЭК, была назначена специально созданная организация – ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО УЭК создали три банка – ОАО «Сбербанк России» (34%); ОАО «УРАЛСИБ» (33%); «АК БАРС» Банк (ОАО) (33%). ОАО УЭК получила свои полномочия как организатора системы УЭК на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 1344-р).
Универсальная электронная карта гражданина представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной и электронной форме информацию о держателе карты и обеспечивающий доступ к информации о держателе карты, используемой для удостоверения прав держателя карты на получение государственных и муниципальных услуг, и для осуществления в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях иных юридически значимых действий в электронной форме. [69]
В случаях, установленных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг и услуг иных организаций, документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина.
В целях реализации закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 1433-р утвержден соответствующий план организационных и нормативно-методических мероприятий. Ответственным исполнителем по большинству мероприятий плана является Министерство экономического развития Российской Федерации (Департамент корпоративного управления).
С целью координации мероприятий, связанных с внедрением универсальной электронной карты на территории Российской Федерации, при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления создана рабочая группа.
В состав рабочей группы вошли представители Минэкономразвития России, Минфина России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной уполномоченной организации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Еще по теме:
Понятие «кредит» и «система кредитования»
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; сто ...
Депозиты и вклады
На первый взгляд остатки на расчетных счетах клиентов являются самым дешевым источником ресурсов для коммерческих банков, поскольку проценты по ним или совсем не начисляются, или начисляются по низким ставкам. Однако ведение расчетных счетов включает расчетно-кассовое обслуживание клиентов, которое ...
Организация финансов коммерческих банков
Как у любого другого юридического лица, основой функционирования коммерческого банка является его собственный капитал. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка имеет незначительный удельный вес в общем объеме его финансовых ресурсов. Однако роль собственно ...