после осуществления операции клиентом с использованием ЭСП банк уведомляет клиента об этом;
клиент может опротестовать совершенную операцию не позднее следующего дня;
если клиент – физическое лицо опротестовывает, то все операции, совершенные до его протеста неуполномоченным лицом, должны быть компенсированы банком, если только он не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа (ч. 15 ст. 9 Закона о НПС). Эти положения направлены на защиту прав добросовестных пользователей ЭСП и в целом соответствуют практике европейских стран.
Однако несомненно, что данный подход может привести к значительному росту мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов банков. Например, физическое лицо может само передать свою банковскую карту другому лицу, которое снимет все деньги в другой стране. Банк сообщит клиенту об операции. Лицо, снявшее деньги, в этот же день вернет карту владельцу (для представления в банк) вместе со всеми или частью снятых денег. Недобросовестный клиент на следующий день опротестует снятие и получит деньги от банка. В результате произойдет неосновательное обогащение физического лица - клиента банка.
Текущая редакция Федерального закона «О национальной платежной системе» дает возможность кредитным организациям отказывать в компенсации, доказав, что клиент нарушил правила использования электронного средства платежа (банковской карты). То есть кредитные организации будут иметь возможность предотвращения рисков, связанных с мошенническими действиями при использовании электронных средств платежа, в том числе путем применения следующих вынужденных мер:
детальное регулирование в банковских правилах порядка использования электронного средства платежа. Эта мера будет означать существенное затруднение понимания правил выпуска и использования банковских карт физическими лицами, а, следовательно, снижение удобства использования банковских карт;
расширение случаев и оснований блокирования использования электронных средств платежа (банковских карт). Это также приведет к снижению удобства использования банковских карт;
установление лимитов на осуществление операций с использованием электронных средств платежа (банковских карт), то есть установление максимальных сумм операций (в том числе снятия) по одной операции, операциям в день, месяц, год, после превышения которых использование карты блокируется, а разблокировать может только владелец карты (при личное присутствии или по телефону). Введение этой меры также отрицательно скажется на удобстве использования банковских карт;
страхование банками ответственности перед клиентами – физическими лицами. Использование данной меры может повлечь существенные затраты для банков. Установление нормы, защищающей физических лиц – пользователей банковских карт, в долгосрочной перспективе будет, скорее всего, иметь положительный эффект (например, увеличит доверие населения к банковским картам), однако некоторое время после вступления их в силу – 1,5 года после опубликования Закона о НПС (ч. 4 ст. 39 Закона о НПС) – может повлечь увеличение стоимости операций, осуществляемых с использованием банковских карт и усложнение порядка осуществления операций с их использованием.
Таким образом, проведенный обзор ключевых вопросов регулирования банковских карт по Закону о НПС показал следующее:
Еще по теме:
Валютные операции банка
Валютные операции делятся на: 1. Совершаемые операции по вкладам в иностранной валюте: прием, передача, перевод. 2. Операции, совершаемые в обменных пунктах: покупка и продажа наличной ин. валюты за наличные рубли; покупка и продажа платежных поручений, а так же продажа и оплата платежных документо ...
Проблемы развития практики кредитования индивидуальных предпринимателей
и физических лиц
Анализ, проведенный во второй главе, показал позитивные тенденции в кредитовании физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выражаются в увеличении количества выданных кредитов, повышении качества кредитного портфеля и сокращении удельного веса просроченной задолженности. Однако в ба ...
Оценка эффективности программного продукта
Рассмотрим на примере таблицы 14 экономию рабочего времени заполнения одной и той же учетной информации в настоящих условиях работы и после установки рассмотренной выше программы. Таблица 14. Расчет экономии рабочего времени Вид документа Время обработки (заполнения), мин. Отклонения,% В настоящих ...