Перспективы развития рынка банковских карт

Банковское дело » Правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт » Перспективы развития рынка банковских карт

Страница 4

после осуществления операции клиентом с использованием ЭСП банк уведомляет клиента об этом;

клиент может опротестовать совершенную операцию не позднее следующего дня;

если клиент – физическое лицо опротестовывает, то все операции, совершенные до его протеста неуполномоченным лицом, должны быть компенсированы банком, если только он не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа (ч. 15 ст. 9 Закона о НПС). Эти положения направлены на защиту прав добросовестных пользователей ЭСП и в целом соответствуют практике европейских стран.

Однако несомненно, что данный подход может привести к значительному росту мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов банков. Например, физическое лицо может само передать свою банковскую карту другому лицу, которое снимет все деньги в другой стране. Банк сообщит клиенту об операции. Лицо, снявшее деньги, в этот же день вернет карту владельцу (для представления в банк) вместе со всеми или частью снятых денег. Недобросовестный клиент на следующий день опротестует снятие и получит деньги от банка. В результате произойдет неосновательное обогащение физического лица - клиента банка.

Текущая редакция Федерального закона «О национальной платежной системе» дает возможность кредитным организациям отказывать в компенсации, доказав, что клиент нарушил правила использования электронного средства платежа (банковской карты). То есть кредитные организации будут иметь возможность предотвращения рисков, связанных с мошенническими действиями при использовании электронных средств платежа, в том числе путем применения следующих вынужденных мер:

детальное регулирование в банковских правилах порядка использования электронного средства платежа. Эта мера будет означать существенное затруднение понимания правил выпуска и использования банковских карт физическими лицами, а, следовательно, снижение удобства использования банковских карт;

расширение случаев и оснований блокирования использования электронных средств платежа (банковских карт). Это также приведет к снижению удобства использования банковских карт;

установление лимитов на осуществление операций с использованием электронных средств платежа (банковских карт), то есть установление максимальных сумм операций (в том числе снятия) по одной операции, операциям в день, месяц, год, после превышения которых использование карты блокируется, а разблокировать может только владелец карты (при личное присутствии или по телефону). Введение этой меры также отрицательно скажется на удобстве использования банковских карт;

страхование банками ответственности перед клиентами – физическими лицами. Использование данной меры может повлечь существенные затраты для банков. Установление нормы, защищающей физических лиц – пользователей банковских карт, в долгосрочной перспективе будет, скорее всего, иметь положительный эффект (например, увеличит доверие населения к банковским картам), однако некоторое время после вступления их в силу – 1,5 года после опубликования Закона о НПС (ч. 4 ст. 39 Закона о НПС) – может повлечь увеличение стоимости операций, осуществляемых с использованием банковских карт и усложнение порядка осуществления операций с их использованием.

Таким образом, проведенный обзор ключевых вопросов регулирования банковских карт по Закону о НПС показал следующее:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Межбанковские корреспондентские отношения
Основа безналичных расчетов - межбанковские расчеты. Расчеты, используемые банками, называются межбанковскими. Предметом межбанковских расчетов являются главным образом два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственные межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сдел ...

Этапы выдачи кредита
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка: – рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком; – изучение кредитоспособности ...

Процесс формирования эффективного оборота финансов
Постановка финансового управления в банке заключается в разработке системы управленческих отчетов и процедур принятия решений на их основе. Модель финансового управления является расширением методики "Оперативного бюджета банка" и охватывает следующие вопросы: - сегментирование бизнеса; - ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru