Правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт

Банковское дело » Правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт

Банковская карта – универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карты, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определенными преимуществами. Появившись в середине прошлого века, банковские карты получили распространение в более чем 200 странах мира и успели стать неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека. Сегодня банковские карты выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги.

Важнейшая социально-политическая задача, которую решает сегодня банковская система России, – повышение доступности финансовых услуг для граждан страны. Банковская активность, связанная с «движением в регионы», внедрением карточных продуктов, расширением дистанционного банкинга, позволяет выправить положение и повысить доступность банковских услуг.

Широкое использование банковских карт позволяет кредитным организациям не только расширить бизнес, но и начать предоставление финансовых услуг тем слоям населения, которые ранее не пользовались услугами банков. При этом точками оказания платежных и иных банковских услуг становятся почтовые отделения и точки розничной торговли, в том числе продуктовые магазины, аптеки, розничные торговцы, а также автозаправочные станции. Для малообеспеченных слоев населения применение карточных продуктов может оказаться удобным и эффективным механизмом доступа к финансовым услугам. Для многих малообеспеченных клиентов это может впервые открыть доступ к легальным финансовым услугам, поскольку легальные услуги обычно гораздо безопаснее и дешевле, чем «теневые» (серые) альтернативы.

Ближайшее время станет проверкой на зрелость российской финансовой системы. В эпоху глобализации и снятия трансграничных барьеров перед участниками денежного рынка и рынка капиталов – коммерческими и инвестиционными банками, биржами, управляющими компаниями и инфраструктурными организациями – встает непростая задача адаптации и сохранения конкурентоспособности.

В этой «гонке технологий» национальный финансовый рынок и органы регулирования находятся в роли догоняющих. Экономические проблемы, связанные со скудостью ресурсной базы, тесно переплетаются с неразвитостью законодательства, правовой неопределенностью, а подчас и прямыми нормативными запретами.

Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии.

Таким образом, необходимо постоянно заботиться о повышении финансовой грамотности граждан России. Эффективность участия населения в современной экономике напрямую зависит от понимания того, каким образом с выгодой для себя можно использовать новые финансовые продукты, и это сделать невозможно без базовых знаний и навыков[1].

Банковские карты во всем мире являются одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов, завоевали популярность они и в России. Согласно данным Центрального Банка Российской Федерации, на 1 января 2012 года из 978 российских кредитных организаций 679 осуществляет эмиссию и (или) эквайринг банковских карт. В стране обращается свыше 200 миллионов карт, подавляющую часть которых составляют карты международных платежных систем[2].

Актуальность темы заключается в том, что правовое обеспечение рынка банковских карт, который в России насчитывает более двадцати лет, – одна из наиболее острых проблем, стоящих в настоящее время перед государством. Являясь перспективным направлением развития банковского сектора экономики в Российской Федерации, данный вид банковских услуг за последнее время демонстрирует динамичный рост по всем показателям. Сегодня практически на каждого жителя Российского государства приходится в среднем по одной банковской карте.

Актуальность также связана с аспектами правового регулирования операций с банковскими картами в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ. Этот закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами.

Предмет исследования – правовое регулирование осуществления безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами, а также правоприменительная практика в данной области.

Цель исследования – анализ правового регулирования безналичных расчетов с использованием банковских карт.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

изучить основы правового регулирования операций с использованием платежных банковских карт;

определить понятие, виды и классификацию банковских карт;

раскрыть правовую характеристику договора по обслуживанию банковских карт;

рассмотреть операции, совершаемые с использованием банковских платежных карт, и механизм расчетов по этим операциям;

выявить проблемы безналичных расчетов с использованием банковских карт;

обозначить перспективы развития рынка банковских карт.

Методология исследования основывается на общенаучных методах таких как: диалектический, исторический, логический, функциональный; и частнонаучных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.

При исследовании темы работы мы опирались на нормативную правовую базу Российской Федерации, регулирующую деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчётно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.

Еще по теме:

Фонд национального благосостояния
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольны ...

Режим работы расчетного, текущего, накопительного счета клиента
Режим работы счета устанавливается и регулируется в соответствии с Положением о режиме банковского счета типа «Н» в рублях для юридических лиц – нерезидентов, являющимся приложением и неотъемлемой частью настоящего договора и разработанного на основании Инструкции ЦБ РФ № 93-И от 12.10.2000 г. и ин ...

Понятие банковского продукта и услуг
Банковский продукт представляет собой шаблон “типовой сделки”. Он описывается как совокупность услуг, которые банк предоставляет клиенту, и ресурсов, которые банк получает от клиента или предоставляет клиенту в рамках типового договора. Описание банковского продукта содержит: 1. Указание на финансо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru