Проблемы безналичных расчетов с использованием банковских карт

Банковское дело » Правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт » Проблемы безналичных расчетов с использованием банковских карт

Страница 2

Вопрос о «грамотности-безграмотности» российских граждан требует уточнения. Никто ведь не требует от каждого клиента банка диплом финансиста, юриста или экономиста. Важны две вещи: во-первых, понимание гражданами азов (азбуки финансов), умения распоряжаться семейным бюджетом и «жить в мире финансов», а во-вторых, наличие инфраструктуры, способной объяснить некоторые тонкости конкретных продуктов и, если надо, защитить потребителя.

Существуют еще два важных фактора – это общая кредитная культура общества и атмосфера доверия между заемщиками и кредиторами. Именно здесь сконцентрированы основные российские проблемы. Фундаментом доверия являются знания и понимание как со стороны банков, так и со стороны их клиентов.

Российский финансовый сектор – один из самых динамично развивающихся в российской экономике. Однако, быстрый рост финансовых услуг и продуктов на фоне финансовой непросвещенности и непонимания гражданами своих прав и обязанностей вызывает обеспокоенность и государства и финансового сектора. Уровень финансовой грамотности населения в настоящее время чрезвычайно низок, и его повышение – актуальная потребность для всех участников финансового рынка. Рост финансовой грамотности приведет к стабильному повышению уровня пользования финансовыми продуктами. Повышение финансовой грамотности населения способно не только дать мощный толчок развитию финансовых инструментов и институтов, но и обеспечить поступательное движение во всех сферах социально-экономической жизни. В частности, это благотворно скажется на собираемости налогов, на развитии малого и среднего бизнеса. Наши граждане должны получать современные знания и обширные навыки, необходимые для принятия ответственных и взвешенных решений в финансовой сфере[63].

В настоящее время граждане России не имеют полноценных возможностей по изучению механизмов управления личными финансами, не получают достаточно образовательной информации нерекламного характера, и как результат, испытывают серьезные затруднения при выборе страховых и ипотечных продуктов, потребительских кредитов, депозитов, имеют самое поверхностное представление о собственных налоговых обязанностях и пенсионных правах. До сих пор большая часть населения относится с недоверием и скептицизмом к финансовым рынкам. Недостаточный уровень финансовой грамотности населения в России выражается в неумении граждан строить долгосрочные финансовые планы, делать эффективные сбережения, правильно оценивать риски, принимать ответственность за свое финансовое благосостояние. Финансовая безграмотность населения является сдерживающим фактором для развития финансового рынка и экономики в целом. Люди легко становятся жертвами различных финансовых махинаций и злоупотреблений.

Хотя сами участники рынка заинтересованы в росте финансовой грамотности населения, немногие из них делают что-либо для ее повышения. Основным барьером является то, что повышение финансовой грамотности является масштабной задачей и требует большого ресурсного обеспечения. Для решения поставленной задачи необходимо создание института гражданского общества, а тратить деньги на создание общественного блага для всего рынка участники по отдельности не готовы. Поэтому решение данной задачи должно стать национальной программой, а государству отводится роль координатора данного процесса.

Проведение социологического исследования по финансовой грамотности говорит о следующем. Молодежь – одна из наиболее уязвимых групп. Система общего образования не включает обучение управлению личными финансами, а опыт родителей в данной сфере ограничен, а порой может носить негативный характер. Молодежная культура направлена в большей степени на потребление, а не на сбережение и инвестирование. Как правило, молодые люди склонны принимать неэффективные финансовые решения и накапливать долговые обязательства. В систему школьного образования должны быть включены новые курсы, раскрывающие ученикам основные знания и навыки обращения с финансами. Прежде всего, это введение курса по прикладной экономике, где будут рассматриваться конкретные вопросы. Кроме того, необходим выпуск и распространение справочных материалов, посвященных экономике и финансам.

В мировой практике в последнее время закрепляется новое понятие «inclusive financial system», то есть «финансовая система, охватывающая все слои населения» или «финансовые услуги для всех» – и для малообеспеченных граждан, которым необходим минимальный кредит, и для среднего класса[64].

Сегодня пора перейти от решения фрагментарных задач к постановке общей проблемы, к созданию такой системы финансовых услуг в России для всех. Здесь правильно сделать акцент на наименее защищенные слои населения и микрофинансирование.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Инструменты и методы финансового управления
В процессах финансового управления его субъекты оказывают системное воздействие на состояние объектов, используя следующие инструменты: - управленческий учет; - перспективное планирование; - оперативное планирование; - управление рисками. Все инструменты финансового управления тесно связаны между с ...

Кредит и его роль в деятельности коммерческой организации. Классификация основных видов кредитов
На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное позаимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Таким образом, объектом приобретения з ...

Характеристика деятельности банка в области виртуальных услуг
ОАО Банк "Александровский" является одним из старейших банковских учреждений России. Он был основан в Санкт-Петербурге 20 января 1989. Работает на рынке банковских услуг по расширенной лицензии, предоставляющей право на осуществление всех видов банковских операций в рублях и валюте. Для б ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru