Развитие казахстанского рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей.
Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и, соответственно, кредитных возможностей банков, а также во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.
Одним из ключевых вопросов, связанных с анализом перспектив платежного оборота посредством банковских карт, является вопрос реформирования существующей системы. Особую роль здесь играет возможность создания национальной платежной системы и значение конкуренции для эффективного функционирования рынка платежей.
Основными причинами необходимости реформирования рынка являются то, что на данный момент рынок носит олигополистический характер, что негативно отражается на цене услуг. В то же время вопрос о возможности развития конкуренции в сфере карточных платежей, способной нивелировать последствия контроля рынка двух международных платежных систем, является дискуссионным.
Это связано с высоким уровнем развития инфраструктуры по приему и эмиссии карт Visa и MasterCard, известностью брендов, надежность операций и четкими правилами работы. Искусственное создание национальных платежных систем, в том числе с поддержкой государство, может не дать значительного положительного эффекта для развития конкуренции на рынке, повышения качества услуг и снижения цен.
Дело в том, что, несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карт международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Казахстана. В этой связи, в целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карт, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт. Экономическими и политическими предпосылками построения такой системы является необходимость комплексного решения задач по эффективному позиционированию казахстанского банковского сектора на международных рынках, обеспечению государственных интересов, доступности и безопасности розничных платежных услуг, снижению их стоимости, повышению уровня защищенности персональных данных держателей платежных карт, а также сокращению расчетов наличными деньгами.
Ярким доказательством необходимости развития национальной платежной системы послужило решение MasterCard установить единые комиссии за проведение операций для банков участников с 1.10.2009. В связи с этим как минимум 50% увеличение расходов банков, так как 90% операций в настоящее время совершается на территории Казахстана, где до нововведения комиссии были существенно ниже.
Для анализа возможностей создания национальной платежной системы целесообразно рассмотреть вопрос о характере рынка платежей подробнее, а точнее оценить уровень конкуренции рынка карточных платежей.
То, что на сегодняшний день рынок носит олигополистический характер, не подлежит сомнению. В задачу автора входит анализ возможностей иной структуры рынка. Для этого проведем оценку по пяти основным группам сил, определяющих конкурентный климат:
1. Угроза появления новых конкурентов. На сегодняшний момент международные платежные системы монополизировали рынок. Возможность появления новых игроков оценивается как невысокая, но в то же время при вмешательстве государства в его поддержке, возникновение новых игроков на рынке вполне реально.
Еще по теме:
Формы страховой защиты в докапиталистических общественно-экономических
отношениях
Предполагается, что первичные формы страхования встречались за 2 тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нап ...
Государственное регулирование деятельности товарных бирж. Комиссия по
товарным биржам
Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создается Комиссия по товарным биржам. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конститу ...
Иные виды договоров банковских вкладов
Наряду с этим вклады можно подразделять по личности вкладчиков на вклады физических и вклады юридических лиц. Договоры банковского вклада с физическим лицом являются публичными договорами, от заключения которых банк может отказаться только при отсутствии возможности предоставить соответствующие усл ...