С другой стороны здесь возможно использование ко-брендинговых проектов с международными платежными системами. Но в данном случае должны выполняться условия по более выгодному выпуску данных карт для кредитных организаций (более низкий уровень комиссий и членских взносов), а также более выгодные условия для клиентов (прежде всего дополнительные услуги и более низкая стоимость обслуживания). Если стоимость будет аналогична участию в международных платежных системах или карта не будет обладать преимуществами для клиента, то спрос на продукт национальной платежной системы окажется невысоким.
У международных платежных систем клиент, как правило, имеет более сложные потребности, выходящие за рамки обналичивания зарплаты и оплаты коммунальных платежей. В то же время по данным Нац.Банка 98% расчетов по платежным картам, выпущенным казахстанскими банками, осуществляется в Казахстане, что создает потенциальную возможность для развития национальной платежной системы, работа с которой оказалась бы более дешевой для клиента и для банка.
При реформировании карточного платежного оборота в Казахстане необходимо учитывать и международный опыт, из которого по мнению автора целесообразно заимствовать следующее:
1. В Европейских странах широко используется ко-брендинг национальных платежных систем с международными системами, что позволяет совместить более выгодные условия работы в рамках национальных систем и возможностью расплачиваться картами по всему миру. В Казахстане большинство национальных платежных систем существует независимо, что приводит к небольшой зоне приема карт, а также к невысокой доле рынка в связи с недостаточной востребованностью продукта. Использование ко-брендинга в казахстанской практике после создания национальной платежной системы может стать стимулом к развитию независимости в расчетах на территории страны и снижению стоимости операций.
2. Создание независимой процессинговой платформы, не связанной с глобальными платежными системами для обеспечения безопасности хранения данных об совершаемых операциях и держателях карт.
3. Разделение регулирования, управления и проведения операций внутри платежных систем. Данные функции не должны консолидироваться платежной системой.
4. Контроль за существующими комиссиями по платежным картам, выработка стратегии, направленной на минимизацию межбанковских комиссий и впоследствии возможную их полную отмену. Данная инициатива окажет влияние не только на цену расчетов, но положительно скажется на цене товаров и услуг, удешевив расходы торговых точек на совершение платежей с использованием карт
5. Развитие конкуренции между банками, платежными системами, процессинговыми центрами
6. В области эквайринга необходимо усилить контроль за комиссиями, особенно скрытыми, запретить предприятиям торговли включать комиссию за эквайринг в цену товара (несмотря на то, что подобные операции в Казахстане запрещены, отсутствие наказания приводит к тому, что некоторые предприятия торговли продолжают продавать товар по увеличенной цене владельцам карт)
7. Создание независимого от платежной системы органа сертификации
8. Создание стандартов по передаче информации за пределы Казахстана
9. Переход на EMV-технологии
10. Контроль за рисками участников системы: кредитным, ликвидности, операционным со стороны платежной системы и регулирующих органов.
По мнению автора, целью реформирования карточного платежного оборота в Казахстана должно стать создание четырехсторонней национальной платежной системы. Автором были выделены основные элементы создаваемой платежной системы, представленные ниже.
1. Принципы:
- Адекватная правовая основа
- Соблюдение высокой скорости расчетов
- Минимизация рисков в процессе расчетов
Еще по теме:
Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «Ханты-Мансийский
банк»
Исходя из данных приведенных в предыдущем параграфе, до середины 2009 г. в банковском секторе Тюменской области происходила преимущественно борьба с кризисными событиями, а также начало роста ресурсной базы для возвращения объемов кредитования на докризисную величину. За период с 01.07.2008 по 01.0 ...
Риски, возникающие в процессе банковского кредитования индивидуальных
предпринимателей и частных лиц
Систематизация подходов различных авторов к пониманию сущности риска и раскрытие особенностей процесса кредитования населения позволили выработать следующее определение риска коммерческого банка при кредитовании физических лиц – это вероятность наступления различных негативных событий (или их вариа ...
Контроль банка за использованием кредита
В период действия кредитного договора Банк (Филиал) осуществляет контроль за использованием кредита, финансовым состоянием Заемщика и состоянием объекта залога. Для осуществления контроля используются права, оговоренные в кредитном договоре и договоре залога. Для осуществления контрольных функций, ...