Факторы, определяющие кредитную политику

Банковское дело » Кредитная политика коммерческого банка » Факторы, определяющие кредитную политику

Страница 1

Как и во всех государствах постсоветского пространства, в Казахстане уже более шести лет существует двухуровневая банковская система, однако ее влияние на экономическое положение республики далеко от желаемого. Главная причина сложного положения в банковской системе связана с тем, что большинство бывших государственных банков получили коммерческий статус, сохранив многочисленные проблемы, приобретенные еще в условиях командно-административной экономике. Непосредственная банковская деятельность осуществляется все еще монополизированной государственной собственностью, слабой приватизации, непоследовательных ценовой и налоговой политик, составляющих новые экономические отношения. В нынешней банковской системе отразились недостатки несовершенства и грубые помехи и законодательных и других нормативных актах, предопределяющих комплекс мер, средств и методов стоящих перед банками целей, последовательности и этапности реализации банковской реформы.

Несмотря на правовые и экономические регуляторы, современная сеть денежно-кредитных учреждений функционирует в двух, фактически не взаимодействующих плоскостях. При этом Национальный Банк пытается решать денежные проблемы на макроуровне, применяя для этого меры государственного регулирования работы низового звена, не учитывающее специфику нынешнего переходного периода, а коммерческие банки в основном руководствуются квазирыночными регуляторами, во многом игнорируя сегодня макроэкономические задачи.

С нашей точки зрения, самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской сети на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макросодержанием», при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.

В это же время анализ факторов формирования нынешних коммерческих банков дает основание утверждать, что большинство их них продолжает решать проблемы конкретной, так называемой микроэкономики, отдавая им предпочтение перед макроэкономическими задачами ввиду непонимания и неприятия важности более общих задач, несовершенства наших законов и практического отсутствия концепции, организационных форм и возможностей надзора за деятельностью коммерческих банков. Наибольшее беспокойство в их деятельности выказывает непонимание существа, целей и задач коммерческого банка, выражающего в отсутствии четко сформулированной и явно обозначенной стратегии развития. Расчет ведется на сиюминутную выгоду, что диктует необходимость получения доходов сразу же и любой ценой, чаще всего за счет своих клиентов.

Наличие комплекса монополизированного мышления у бывших государственных банковских структур, с одной стороны, и преобладание чисто коммерческих, зачастую несвойственных банкам функций и операций у вновь образованных коммерческих банков, с другой стороны, дает повод утверждать, что тем самым выхолащивается суть банка как важного звена в цепи взаимосвязанных экономических институтов.

Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.

Выработка механизма саморегулирования как основного элемента управления коммерческим банком должна основываться на стратегии и тактике, на выбранных приоритетах и ориентирах дальнейшего развития деятельности. Важные внешние регуляторы - рыночные и государственные. Поскольку рынок в стране только формируется, влияние с ним таких условиях несоизмеримо значение государственных регуляторов. Однако пока что они позволяют коммерческим банкам заниматься проблемами макроэкономики, не расширяя области своих обязательств перед акционерами и вкладчиками, а так же перед обществом. Тем самым комплекс мер косвенного государственного регулирования по своей идее повторяющей механизм влияния на систему коммерческих банков с развитой рыночной экономикой, практически не сказывается на деятельности казахстанских коммерческих банков [16, c.78].

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Виды страхования
Многообразие объектов, подлежащих страхованию, различия в обмене страховой ответственности и категориях страхователей делают необходимой классификацию взаимосвязанных, соподчиненных понятий в области страхования. В зависимости от критерия, лежачего в основе классификации, различают по объектам стра ...

Перспективы и предложения по развитию интернет-банкинга
Развитие интернет-банкинга сейчас достаточно перспективно. Все большее количество банков начинают внедрять системы, которые позволяют им взаимодействовать с клиентами через Интернет. Так, по мнению специалистов, около половины всех клиентов банков, внедривших подобные системы, могут в дальнейшем ис ...

Стабилизационные фонды других стран
Способы стабилизации бюджетных поступлений (создание фондов и специальных резервов) довольно широко стали применяться в зарубежной практике в связи с защитой экономики страны от колебаний цен на мировом рынке. Поэтому анализ опыта стран, где они уже созданы, помогает выработать рациональные пути ре ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru