Способы стабилизации бюджетных поступлений (создание фондов и специальных резервов) довольно широко стали применяться в зарубежной практике в связи с защитой экономики страны от колебаний цен на мировом рынке. Поэтому анализ опыта стран, где они уже созданы, помогает выработать рациональные пути решения проблемы совершенствования бюджетного планирования в России. Это существенно в условиях зависимости российского федерального бюджета от цен на нефть на мировом рынке.
Для снижения рисков, связанных с волатильностью (неустойчивостью) цен на нефть, в мировой практике применяются различные способы стабилизации поступлений в бюджет. Они могут быть объединены в две группы:
- образование государственного резервного (стабилизационного) фонда. Он создается за счет дополнительных доходов в периоды высоких мировых цен на нефть и другие экспортируемые товары;
- создание специального нефтяного резерва.
В современной мировой практике существуют три типа государственных резервных (стабилизационных) фондов финансовых ресурсов: стабилизационные; будущих поколений; бюджетные. Все они формируются за счет дополнительных доходов. Их основные характеристики приведены в табл.3. Во всех случаях формирование фондов связано с высокими мировыми ценами на экспортируемые товары. Существуют различные модификации данной классификации. Использование финансовых средств фондов имеет разное назначение:
для стабилизации государственного бюджета;
в целях компенсационных выплат региону и его населению за исчерпание природного ресурса;
как способ поддержания положительной экономической динамики в неблагоприятные периоды конъюнктуры мирового рынка.
Таблица 3
Стабилизационные фонды других стран
Показатель |
Резервный (стабилизационный) фонд |
Фонд будущих поколений |
Бюджетные резервные фонды |
Особенности формирования |
Формируется в странах, где существенная часть доходов государственного бюджета связана с экспортом сырьевых ресурсов |
Не обязательно связаны с экспортом сырьевых ресурсов | |
Особенности функционирования |
Для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета. В целях дополнительного финансирования государственных расходов в регионах, где ведётся добыча полезных ископаемых |
Для выплаты дополнительных (квази-рентных) платежей населению регионов после исчерпания добычи полезных ископаемых |
В целях аккумулирования доходов в годы профицита госбюджета и стабилизации государственных расходов при возникновении неблагополучной внутри и внешнеэкономической конъюнктуры |
Страны, где созданы фонды |
США, штат Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили |
США, штат Аляска, Канада, штата Альберта, Республика Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея |
Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР |
Различия между существующими фондами обычно находятся в деталях. Так, существует несколько распространенных способов формирования и использования фондов: способ "полного сбережения", способ "постоянного потребления" и правило "средней цены".
Еще по теме:
Характеристика «Азиатско-Тихоокеанский Банк»
«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ОАО) прошёл продолжительный путь своего развития от областной конторы «Промбанка СССР» 1922 года до ЗАО «Амурпромстройбанк» в 1992 году. В связи со значительным расширением географии сети филиалов банка на территории Дальнего Востока и Сибири, развитием новых направле ...
Характеристика элементов и признаков банковской системы
Банковская система – это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Как совокупность элементов ее можно представить в виде следующих блоков и их элементов (рисунок 1). Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и вы ...
Роль социального страхования в жизнедеятельности человека
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному, потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с ...