В заключение к дипломной работе можно сделать следующие основные выводы:
1. Природа социального страхования заключается не в отношениях труда и капитала и не в социальной политике государства или непосредственно в рисковых событиях и специфических признаках социального страхования. Она обусловлена общественными формами жизнедеятельности и отношениями (экономическими, правовыми, социально-политическими), объективно возникающими из органического единства взаимосвязей, взаимодействия и взаимообусловленности существования и развития гражданина (индивидуума), других социальных субъектов (социальной группы, сообщества и т.п.) и государства как представителя и выразителя общих потребностей и интересов всех указанных субъектов и общества в целом[111]. Поэтому природа социального страхования заключается в осознанной объективной потребности самих граждан и других видов социальных субъектов общества в страховой защите социальных интересов гражданина, непосредственно выраженных его (и семьи) имущественными и неимущественными интересами (в нашем их понимании), направленными на удовлетворение соответствующих его потребностей в рисковых условиях общественных форм жизни и деятельности социальных субъектов при финансово-экономическом участии и законодательном регулировании этих процессов со стороны государства.
2. Активизирующим деятельность гражданина стимулом в системе общественных форм жизнедеятельности трёх видов социальных субъектов являются его (и его семьи) материальные (имущественные, экономические) и нематериальные (неимущественные) интересы в представленных выше их определениях и содержании. В совокупности они формируют социальный интерес гражданина. То есть социальный интерес гражданина представляет собой осознанные им правомерные пути, способы и его заинтересованность в реализации имущественных и неимущественных интересов индивидуума для удовлетворения своих (и семьи) материальных, нематериальных потребностей и в наличии средств для этих целей. Уровень удовлетворения перечисленных потребностей гражданина (его семьи) в процессах реализации его имущественных (материальных) и неимущественных (нематериальных) интересов определяет достигнутый материальный уровень и качество его жизни (существующие в данный момент). В рисковых условиях жизни и деятельности и необходимости сохранения, восстановления или улучшения своего материального уровня, качества жизни и социального положения, ухудшающихся в результате причинения им вреда неблагоприятными (опасными) событиями, социальный интерес приобретает форму социально-страхового интереса. Социально-страховой интерес - это осознанная потребность гражданина в страховой защите от неблагоприятных событий (действий других социальных субъектов) его (и семьи) имущественных и неимущественных интересов с целью сохранения, восстановления или улучшения их материального уровня, качества жизни и социального положения на основе правил и договоров страхования или законов и их условий. Социально-страховой интерес является необходимым условием для осуществления социального страхования.
3. Сущность социального положения гражданина заключается в реально существующих и реализующихся им в процессах общественной формы жизни и деятельности имущественных (материальных, т.е. экономических), неимущественных (нематериальных) интересах, обеспечивающих удовлетворение его (и семьи) материальных и нематериальных потребностей.
4. Социальное страхование представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений по защите имущественных и неимущественных интересов (социальных интересов) граждан с целью сохранения, восстановления или улучшения их материального уровня, качества жизни и социального положения, ухудшающихся вследствие наступления установленных законом и/или договором страхования неблагоприятных событий (действий других социальных субъектов общества) за счёт денежных фондов страховщиков, создаваемых ими из уплаченных страхователями страховых взносов (премий), и иных источников средств.
5. Субъектами социального страхования являются: граждане (индивидуумы), выступающие в качестве, как застрахованных лиц, так и страхователей; организации (предприятия, фирмы, компании), субъекты РФ, муниципальные образования, осуществляющие функции страхователей при страховании своих работников (персонала администраций - для административно-территориальных образований) по видам обязательного и добровольного личного страхования (включая ОМС, пенсионное, социальное); государство - через уполномоченные выступать в качестве страхователей органы государственной власти и управления, которым выделяются из бюджета денежные средства для обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества определённых категорий граждан, а также осуществляет законодательное обеспечение и регулирование страхования[112].
Еще по теме:
История возникновения и развития пенсионного страхования в России
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. . В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. По прошествии переходного пер ...
Пути совершенствования межбанковских расчетов
Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов. Клиринг представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары и услуги, ценные бумаги. К осуществлению клиринга объективно побудил участников рас ...
Классификация ипотеки
Ипотечные кредиты классифицируются по различным признакам. 1. По объекту недвижимости. 2. По целям кредитования. В качестве подобных целей рассматриваются следующие: - приобретение готового жилья в многоквартирном доме либо отдельного дома на одну или несколько семей в качестве основного или дополн ...