Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.[9]
Еще по теме:
Основные этапы развития банковской системы России
В СССР банковская система 80-х годов характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур. Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждении, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий ...
Нормативное регулирование
банковского аудита
Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в области банковского аудита и ее лицензирование, являются: · Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», · Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», · П ...
Зaключeниe
Пpoвeдeнныe иccлeдoвaния пoзвoляют cдeлaть cлeдyющиe вывoды и пpeдлoжeния. Pынoк цeнныx бyмaг – oдин из ключeвыx мexaнизмoв пpивлeчeния дeнeжныx pecypcoв для инвecтиpoвaния, мoдepнизaции экoнoмики, cтимyлиpoвaния pocтa пpoизвoдcтвa. В нынeшниx ycлoвияx кpизиca пpoдoлжaeт yвeличивaтьcя нexвaткa дeнe ...