Эволюция центральных банков России и зарубежных государств

Банковское дело » Центральный банк государства и его функции » Эволюция центральных банков России и зарубежных государств

Страница 1

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.[9] Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Данный институт появился в конце семнадцатого века, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду.[3]Федеральная Резервная Система США

была образована в 1913 г. В соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС. Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС. Состав руководящих органов, функции, принципы и критерии проводимой политики ФРС позволяют причислить ее к важнейшим правительственным учреждениям США. В законе о создании ФРС был предусмотрен принцип ее независимости в рамках системы государственного управления. Этот принцип нашел отражение в ряде законодательных положений, определяющих организационные и функциональные особенности ФРС: Вся деятельность ФРС финансируется из ее собственных внутренних источников и не подлежит какой-либо регламентации со стороны законодательной или исполнительной власти. Примерно 80% доходов, полученных ФРС в процессе ее деятельности, передается в казну.[4]Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США степень централизации. Становление системы центрального банка Германии после второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны. В результате чего процесс формирования центрального банка произошел стихийно. В 1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948 г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии: инфляция достигла больших масштабов, что привело к натуральному обмену, падению капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Вначале Банк немецких земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему специальным законом.В 1957 г., после принятия закона о Немецком федеральном банке (Бундесбанке) центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка вземлях. Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль.

Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка. Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и первоначально существовал, как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять эмиссионную функцию центрального банка, а в 1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. В 1936 году был принят новый Закон об Уставе банка Франции. В соответствии с ним банк Франции разрабатывает и проводит денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию в рамках общей экономической политики правительства.[6] Банк д'Италия ¾ центральный банк Итальянской республики. Банк д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков: банка Националь Репьо д'Италия, банка Национале Тоскана и банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания центральный банк Италии является эмиссионным банком; с 1926 года Банк д'Италия является монополистом.На него были возложены контрольные функции; права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Капитал банка составляет 300 млн. лир; он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью.[7]Создание Центрального Банка России происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из "великих реформ", проведенных в стране императором Александром II. Государственный банк Российской Империи являлся банком краткосрочного

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Контрольная функция государства
Основную задачу о внедрении контрольного механизма взяла на себя Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам. В этом можно убедиться, ознакомившись с перечнем полномочий, которыми наделена Комиссия в соответствии с действующим законодательством РФ. Ей предоставлено право:[23] ϗ ...

Направления комплаенс-контроля
В ходе компланс-контроля проверяется и оценивается деятельность сотрудника, осуществляющего операции (сделки) на финансовых рынках от имени кредитной организации. Исходным при оценке качества работы является выполнение следующих обязанностей: Ведение операции (сделки) в интересах своих клиентов с т ...

Формирование рынка страхования государственного имущества и его инфраструктуры
Низкая эффективность управления рынком страхования государственным имуществом, в первую очередь, обусловлена отсутствием практики, как стратегического, так и оперативного планирования на уровне предприятий. В результате государство как собственник (совладелец) предприятия не в состоянии решать зада ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru