Проблемы развития практики кредитования индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Банковское дело » Банковское кредитование физических лиц и индивидуальных предпринимателей » Проблемы развития практики кредитования индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Страница 4

Некоторые представители банковского бизнеса выделяют следующие причины:

1) Многие представители малого бизнеса, имея стартовый или небольшой по объему бизнес, претендуют на суммы кредита, не соответствующие возможностям и уровню их бизнеса. При отсутствии собственных средств они хотят строить свой бизнес и рисковать только деньгами банка. Простые расчеты показывают, что у банка будут проблемы с обслуживанием такого долга, и возможны проблемы по своевременному возврату денег банку.

2) В большинстве случаев причина отказа в кредитовании не в наличии или отсутствии ликвидного залогового имущества, а в оценке его стоимости.

3) Многие предприниматели не желают раскрывать банку свой бизнес, считая, что банк должен кредитовать залог, а не бизнес. Это заблуждение. Банк, в первую очередь, финансирует бизнес, и кредитному эксперту необходимо четко представлять источники возврата средств именно из бизнеса. Реализация залогового имущества - крайняя мера, применять которую банк изначально не ставит своей целью. Банк выдает кредиты под бизнес, а не под залог.[22]

Говорить о том, что банки неохотно кредитуют малый бизнес неправильно. В конце концов – это и самим банкам нужно в условиях банковской конкуренции. Другое дело, что по-прежнему действует стереотип «банки – это враги, банкиры обманывают и грабят народ». Кто так думает – тот должен понять: банк с непродуманным, негибким и грабительским подходом просто не выживет.

И в последнее время они все активнее осваивают эту нишу. По данным ассоциации «Россия», в регионах именно малые и средние банки кредитуют малый бизнес, удовлетворяя до 85% заявок на кредиты. Среди проблем, сдерживающих развитие этого направления, следует прежде всего выделить две — слабость ресурсной базы и неотработанность методики оценки рисков кредитования малого бизнеса.

Первую из них, вероятно, не решить без целенаправленной поддержки государства — как на федеральном, так и на региональном уровнях. Об имеющемся здесь потенциале можно судить по таким фактам. Например, Федеральный фонд поддержки малого бизнеса в прошлом году распределил среди предприятий лишь 20 млн. рублей. В то же время общая сумма кредитов, выданных из фонда, учрежденного ЕБРР, в начале текущего года превысила 1 млрд. рублей. Проявляют активность и другие иностранные инвесторы, что неудивительно — процентные ставки в России в несколько раз выше, чем на Западе, и вполне компенсируют повышенный риск работы с российскими заемщиками.

Не секрет, стремясь обезопасить себя, коммерческие банки подчас закладывают повышенный процент, дабы компенсировать возможные потери от невозврата ссуды. Поэтому одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков.

Повышенную процентную ставку вполне можно доводить до среднерыночной (и даже ниже) за счет погашения части процентов из фондов поддержки малого бизнеса. К сожалению, ни федеральный, ни региональные бюджеты не предусматривают целевых средств на такой процесс. Но на практике уже есть наглядные примеры совместной работы местных администраций и банков в этой области. Все чаще помощь региональных властей малому бизнесу оказывается в адресном порядке, когда в первую очередь помогают предприятиям, работающим в приоритетных и социально-значимых сферах региональной экономики. Во многих регионах уже осознали, что развитие малого предпринимательства помогает решить как минимум две серьезные задачи: занять население и обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет. Кстати, в странах Евросоюза целевые государственные субсидии малым предприятиям давно и широко используются.[18]

Сегодня ЦБ не только выделил практику кредитования малого бизнеса в число приоритетных направлений денежно-кредитной политики, но и подготовил для банков конкретные рекомендации — ведь до сих пор многие коммерческие банки разрабатывали методики работы с «малыми» заемщиками на свой страх и риск. Впрочем, анализ таких методик показывает, что в них много общего, хотя есть и различия.

Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента; история его развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Денежно-кредитная политика
В современной экономической теории регулирования ры­ночной экономики существуют несколько подходов и соответст­венно ряд программ денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутрипо­литическими и экономическими отношениями, особенно темпа­ми инфляции и экономического ...

Принципы кредитования
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой каждого этапа. К принципам ...

Сбербанк России как эмитент ценных бумаг
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) (Открытое акционерное общество). Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 12 августа 1999 года. Регистрационный номер 1481. Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбер ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru