Проблемы развития практики кредитования индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Банковское дело » Банковское кредитование физических лиц и индивидуальных предпринимателей » Проблемы развития практики кредитования индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Страница 5

В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:

- не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;

- определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;

- учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;

- учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;

- оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.[25]

Наряду с общими принципами банки используют различные подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.

Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации — все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.

Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Интересен в этом отношении опыт бельгийских банков, кредитующих малый бизнес. Там участие специалистов не ограничивается определением потребности заемщика в финансовых ресурсах, они консультируют предприятие на всех этапах использования ссуды. Более того, если у должника возникают финансовые проблемы, банк дает ему рекомендации по выходу из кризиса. И это вовсе не «благотворительность» — помогая заемщику, банк не только гарантирует возврат средств, но и сохраняет клиента.

Что касается нашей страны, то методология работы банковского сектора с малым бизнесом пока лишь формируется.

Одной из проблем, что тормозят развитие малого бизнеса в нашей стране, является недофинансирование. Налицо проблема получения кредитов в банках. Считается, что рынок банковских кредитов для малого бизнеса используется на 2-3%, не более.

По официальным данным, и по данным совместного исследования спрос на микрокредиты сегодня удовлетворен примерно на 10-15%, что существенно ситуации не меняет. [30]

Наиболее развитые страны мира уделяют вопросу доступа малых предприятий к финансовым ресурсам огромное внимание. В США действенную помощь малым предприятиям в получении кредитов и гарантированных займов оказывает Администрация по делам малого бизнеса. Это – бесплатные информационные услуги, повышение заинтересованности в предоставлении кредитов малым фирмам с помощью государственных гарантий в размере до 90% заемного капитала.

В Великобритании, где основными источниками финансирования малого бизнеса служат сбережения частных лиц и банковские кредиты, государственная политика направлена на то, чтобы заинтересовать коммерческие банки в кредитовании малого и среднего бизнеса. В результате 90% операционного пространства малого бизнеса контролируют четыре крупнейших британских банка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Анализ ликвидности баланса кредитной организации
Ликвидность как фактор успеха деятельности банков. Успех дела коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора: 1. Высокая доходность (прибыльность) банковского дела, создающая возможность для выплаты дивидендов акционерам банка, 2. увеличения собственных средств (капитала), создания ст ...

Направления развития депозитного рынка республики
Наличие множества форм сбережений позволяет владельцу накоплений выбрать наиболее приемлемый для себя способ, который бы отвечал трем основным критериям: ликвидности, безопасности и норме дохода. Населением они воспринимаются следующим образом. Ликвидность представляет собой легкость, с которой мож ...

Расчеты через кредитные организации по корреспондентским счетам «Лоро» и «Ностро»
Для использования данной формы расчетов банки открывают друг у друга корреспондентские счета, представляющие собой счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются расчеты, произведенные последним по поручению и за счет первого на основе заключенного между ними корреспондентского д ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru