Коммерческие банки на финансовых рынках

Банковское дело » Коммерческие банки » Коммерческие банки на финансовых рынках

Страница 1

Вложения в ценные бумаги. По состоянию на 01.06.06 в долговые ценные бумаги кредитными организациями было вложено 1257 млрд руб. В связи с падением доходности государственных ценных бумаг они утратили свою колоссальную привлекательность для коммерческих банков, которой обладали до 1998 г. Тем не менее по состоянию на 01.06.06 в них было вложено 514 млрд руб. и еще 108 млрд в долговые обязательства субъектов РФ и муниципалитетов, тогда как в акции было вложено всего 293 млрд руб.

Учет (дисконтирование) векселей означает покупку векселей банком до истечения срока их погашения. Учитывая вексель, банк становится его владельцем и выплачивает бывшему владельцу векселя определенную сумму денег. За эту операцию банк взимает вознаграждение, которое называется учетным процентом, или дисконтом.

Выпуск ценных бумаг. Долговые ценные бумаги, выпускаемые коммерческими банками, включают векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты.

Наибольший удельный вес в пассивах коммерческих банков на 1.03.00 г. занимали векселя и банковские акцепты — 5,7%. Привлекательность векселей объясняется, во-первых, простотой их выпуска, во-вторых, тем, что это единственная ценная бумага, которая может быть использована в качестве расчетного и платежного средства.

По состоянию на 01.06.06 коммерческими банками были привлечены средства путем выпуска рублевых векселей в размере 514 млрд руб. Из них со сроком «до востребования» — 10%, на срок до 30 дней — 3, от 31 до 90 дней — 7, от 91 до 180 дней — 9, от 181 дня до 1 года — 32, от 1 до 3 лет — 27, свыше 3 лет — 7,5%. Значительно меньшие суммы были привлечены выпуском векселей, номинированных в иностранной валюте, — 116 млрд в пересчете на рубли.

Облигации. На втором месте после векселей по удельному весу в пассивах стоят облигации. Из-за сложности и дороговизны выпуска облигаций российские коммерческие банки достаточно долго игнорировали этот способ привлечения средств на отечественном рынке и первыми начали осваивать зарубежные рынки, поскольку на них можно было привлечь более значительные суммы по более низкой ставке.

Одними из первых облигаций на отечественном рынке стали рублевые дисконтные облигации, выпуск которых был зарегистрирован Внешторгбанком 28.04.2000 в объеме 1 млрд руб. сроком на 2 года. Однако уже с 2002 г. количество выпусков облигаций быстро увеличивалось. По состоянию на 01.06.06 выпуском облигаций было привлечено средств на 97,6 млрд руб., их основная масса получена на срок более 3 лет.

Начиная с 1997 г. отечественные банки стали активно осваивать западные рынки ценных бумаг. На международных финансовых рынках одними из первых еврооблигации разместили СБС-АГРО, Альфа-банк, Онексимбанк, «Российских кредит». Срок размещения составлял в основном 3 года, а купонный доход колебался около 10—11% годовых. После кризиса 1998 г. облигации в течение нескольких лет не размещались. По состоянию на 01.04.06 задолженность российских банков перед нерезидентами по долговым ценным бумагам составила 2,1 млрд долл.

Сертификаты. На третьем месте по объему привлеченных средств стоят сертификаты. По состоянию на 01.06.06 банки привлекли 38 млрд руб. по депозитным сертификатам и 9,7 млрд — по сберегательным. Основная масса сертификатов, как депозитных, так и сберегательных, выпускалась на срок от 181 дня до 1 года — 61 и 47% соответственно.

Сберегательный (депозитный) сертификат — это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат, или в любом ее филиале.

Депозитные сертификаты выпускаются только для юридических лиц, а сберегательные — только для физических. По сравнению с векселем сертификат имеет серьезный недостаток: им нельзя рассчитаться за купленный товар.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов. Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходо ...

Анализ состояния кредитного портфеля в ОАО «МДМ Банк»
ОАО «МДМ Банк» оказывает широкий спектр услуг по краткосрочному и долгосрочному кредитованию корпоративных клиентов в российских рублях и иностранной валюте. Предоставляя услуги по кредитованию, Банк руководствуется принципами поддержания ликвидности своего баланса и обеспечения необходимого уровня ...

Проблемы и перспективы развития страхования в современных условиях
Страховой рынок в настоящее время характеризуется высокой концентрацией. По состоянию на 1 января 2008 г. на 15 крупнейших страховых групп приходится 53,7% объема страхового рынка, в то время как на 1 января 2005 г. более половины объема рынка страховых услуг контролировалось 16 страховыми группами ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru