При ухудшении качества ссудного портфеля банка на 20% от суммы кредитов каждой категории, нарушение коэффициентов достаточности капитала будет наблюдаться по к2 – по 2 банкам, при ухудшении на 50% от суммы кредитов каждой категории - k1 по 1 банку и k2 - по 5 банкам, при ухудшении качества ссудного портфеля банка на 100% от суммы кредитов каждой категории - k1 по 3 банкам и а k2 - по 6 банкам.
Данный стресс тест показывает, что банки второго уровня адекватно производят классификацию кредитов и формирование провизий по ним. Проведенный стресс тест свидетельствует о том, что качество кредитного портфеля не вызывает на настоящий момент серьезных опасений, но при возникновении дестабилизирующих обстоятельств, например в случае снижения цен на недвижимость есть высокая вероятность ухудшения портфеля, особенно принимая во внимание, что большая часть ипотечных займов, выдана в размере от 75% и выше от стоимости залога, что соответственно приведёт к ухудшению нормативов достаточности капитала.
Исходя из поставленных целей и задач, в стресс тестировании последовательно изучено влияние дестабилизирующих факторов на банковскую систему страны, выявлены предельные (пороговые значения) и т.д.
В целом, по проведенным стресс тестам по состоянию на 01 сентября 2007 г. прослеживается усиление подверженности рискам банков второго уровня по сравнению с 01 января 2007 года, несмотря на рост основных показателей.
Несмотря на предпринятые Агентством меры в части ограничения рисков, связанных с увеличением обязательств банковского сектора перед нерезидентами, объемы обязательств банков второго уровня перед нерезидентами продолжают расти достаточно высокими темпами, что в конечном итоге способствует нарастанию рисков банковского сектора.
В рамках повышения эффективности регулирования и надзора на консолидированной основе Агентством планируется принятие следующих мер:
- совершенствование пруденциальных нормативов для банковских конгломератов;
- продолжение реализации мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственников акционерных обществ, их аффилиированных лиц и, в первую очередь, банков.
- ускорение работы по заключению меморандумов о сотрудничестве и обмене информацией со всеми регуляторными органами стран финансовые организации которых имеют дочерние финансовые организации в Казахстане (в частности, США, Нидерланды), и, соответственно, со странами, в которых имеют дочерние организации и филиалы финансовые организации Казахстана, а также разработать стратегию взаимодействия с надзорными органами родительских банков, имеющих дочерние банки в Казахстане (в частности, США, Нидерланды, Великобритания), в том числе наладить отношения с надзорными органами зарубежных стран в области технического сотрудничества.
- разработка и внедрение принципов трансграничного надзора за деятельностью банковских конгломератов.
В 2008 году будет продолжена работа по оптимизации практики и процедур Агентства, с учетом международной практики, стандартов Европейского союза по регулированию и надзору финансовых организаций на консолидированной основе, по совершенствованию механизмов дистанционного надзора, а также по внедрению международных стандартов надзора Базельского комитета по банковскому надзору.
В связи с этим, на основе изучения международной практики, а также с учетом рекомендаций международных финансовых организаций, в целях управления процессом роста внешнего заимствования банков и снижения валютных рисков, 27 мая 2006 года Правлением Агентства принято постановление №120 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня».
Указанная инструкция предусматривает установление лимитов валютной ликвидности, в частности текущей валютной ликвидности в размере не менее 0,9, краткосрочной валютной ликвидности размере не менее 0,8 и среднесрочной валютной ликвидности в размере не менее 0,6, а также максимального лимита краткосрочных обязательств перед нерезидентами в размере 1.
Постановление также предусматривает уменьшение лимитов открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже «А» агентства Standard&Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и валюте «Евро» с 15% величины собственного капитала банка до 12,5% и валютной нетто-позиции с 30% величины собственного капитала банка до 25%.
Указанные лимиты были установлены на основе изучения практики пруденциального регулирования ряда стран Восточной Европы.
Кроме того, Агентством принято постановление от 27 октября 2006 года №234 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года №359 «Об утверждении Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций»».
Еще по теме:
Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «Ханты-Мансийский
банк»
Исходя из данных приведенных в предыдущем параграфе, до середины 2009 г. в банковском секторе Тюменской области происходила преимущественно борьба с кризисными событиями, а также начало роста ресурсной базы для возвращения объемов кредитования на докризисную величину. За период с 01.07.2008 по 01.0 ...
Анализ кредитной деятельности КФ АО «Банк Каспийский»
В отчетном году банк осуществлял кредитные операции во всех отраслях и сферах экономики, которые по мнению банка, представлялись перспективными и стабильными. Обороты по кредитованию финансового сектора экономики составили 3121008 тыс. тенге при средневзвешенной валютной процентной ставки 10% годов ...
Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «МДМ Банк»
В целях контроля за состоянием ликвидности банка в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2009 г. № ПО установлены нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и ви ...