Ликвидность как фактор успеха деятельности банков. Успех дела коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора:
1. Высокая доходность (прибыльность) банковского дела, создающая возможность для выплаты дивидендов акционерам банка,
2. увеличения собственных средств (капитала), создания страховых резервов, фондов развития и пр.
3. Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий), т.е. возможность быстрого (по возможности без потерь доходности или дополнительных затрат) превращения активов банка в платежные средства для своевременного погашения своих долговых обязательств.
4. Платежеспособность, т.е. способность в должные сроки (определенные кредитно-депозитными договорами) и в полной сумме отвечать по своим долговым обязательствам перед кредиторами — государством в лице центрального банка, коммерческими банками — партнерами (межбанковский кредит) и вкладчиками — физическими и юридическими лицами и пр.
В отечественной экономической литературе подчас смешивают два понятия — ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, что на практике приводит к отождествлению методов их оценки и способов управления.
В основе «жизнедеятельности» коммерческого банка лежит, прежде всего, его ликвидность. В отсутствие ликвидности вряд ли банк может быть платежеспособным. Как показывает практика, потеря банком ликвидности в итоге приводит к его неплатежеспособности, после чего наступает банкротство.
На практике ликвидность коммерческого банка определяется путем оценки ликвидности его баланса. Баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет имеющихся в наличии платежных средств, либо быстрой реализации активов по размещенным средствам погасить срочные долговые обязательства по пассиву баланса.
Чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность, и наоборот. В этом экономическая природа и зависимость ликвидности и доходности коммерческого банка.
В отечественной практике для экономической оценки активов банка и последующего расчета уровней их ликвидности вся совокупность активов подразделяется на четыре условных групп: первая группа характеризует достаточность капитала банка; вторая группа – ограничение обязательств банка; третья группа – показатели ликвидности.
Регулирование ликвидности баланса коммерческого банка до 1995 г. осуществлялось Банком России на основе показателей Н4 – Н8 составляющих третью группу.
1. Мгновенной ликвидности характеризует соотношение суммы выданных кредитов и остатков средств на расчетных и текущий счетах, вкладов и срочных депозитов:
Лам
Н2 = ——— ·100% (1)
Овм
где Лам – высоколиквидные активы, в которые включаются остатки кассы и приравненные к ним средства, депозиты.
Овм – обязательства до востребования.
Проанализируем значение Н2 за три года на основе данных бухгалтерского баланса (Табл.6.).
460057
Н2 (2005) = ¾¾¾¾ ·100 % = 142,19
323552
263483
Н2(2006) = ¾¾¾¾ · 100 % = 127,30
206970,9
199691
Н2(2007) = ·100 % = 110,90
180064
Таблица 7.
Норматив мгновенной ликвидности ОАО КБ «Спутник» за 2005 -2007 гг.
(%)
Дата |
Значение на дату |
По отношению к предыдущей дате |
По отношению к 2005 г |
2005 г. |
142,19 |
- |
- |
2006 г |
127,30 |
+ 14,89 |
+ 14,89 |
2007 г. |
110,9 |
+26,40 |
+ 41,29 |
На основе рассчитанных показателей можно построить диаграмму (Рис.8.).
Рис.8. Динамика показателей мгновенной ликвидности ОАО КБ «Спутник» за 2005 -2007 гг
.
По итогам 2006 г норматив мгновенной ликвидности увеличился на 14,89 % в 2006г. по сравнению с 2005г. В 2007 г рост показателя составил 26,40% по сравнению с 2006г. Повышение данного норматива означает, что банк способен исполнить свои обязательства перед вкладчиками на текущий момент.
Еще по теме:
Операции, совершаемые с использованием банковских платежных карт, и
механизм расчетов по этим операциям
Основными субъектами отношений по осуществлению расчетов с использованием банковских карт являются эмитент, процессинговый центр, держатель карты, организация торговли, эквайрер, платежная организация и расчетный банк. Эмитент банковской карты – кредитная организация, выдавшая банковскую карту ее д ...
Автоматизация банковских операций как фактор улучшения финансового
состояния предприятия
Для ускорения проводимых операций ОАО КБ «Спутник» необходимо развивать Интернет – технологии. Развитие таких технологий поможет банку привлечь новых клиентов, ускорить проводимые операции, а так же повысить качество обслуживания клиентов. Постоянное увеличение конкуренции в секторе банковского обс ...
Прогнозирование кассовых оборотов
Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется к ...