Законодательно закреплен перечень полномочий нового лицензирующего органа – Министерство финансов Росссийской Федерации. Новым для лицензирования аудиторской деятельности является положение, определяющее минимальный срок действия лицензии. Статья 3 Постановления устанавливает срок, на который может быть выдана лицензия, - пять лет с возможностью дальнейшего продления также на пять лет неограниченной количество раз.
Подробно в Законе дается описание порядка приостановления действия и аннулирования лицензии.
Нововведением Закона является установление максимального предела лицензионного сбора на выдачу лицензии, который не должен превышать 1 тысячи рублей.
В конце 1993 г. были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с ними Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов. При разработке правил за основу брался мировой опыт, а именно материал, изложенный в международных стандартах аудиторской деятельности (далее – МСА). Особенностью российских правил была их схожесть с МСА по идеям и с отечественными инструкциями по структуре. В российских стандартах шире и подробнее раскрывались многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита.
После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" образовался правовой вакуум. Дело в том, что названные правила (стандарты) были написаны в соответствии с Временными правилами, а решения некоторых вопросов уже диктовались Законом.
Эта проблема была урегулирована изданием Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696, которым были утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что правила аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита. Фактически новая редакция представляет собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря этому инструкции приобрели лаконичность и утратили подробность старых российских правил (стандартов). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или как отрицательный. Российский аудит всегда базировали на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись комментариями.
Правила (стандарты), которые были приняты[4]:
правило (стандарт) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";
правило (стандарт) N 2 "Документирование аудита";
правило (стандарт) N 3 "Планирование аудита";
правило (стандарт) N 4 "Существенность в аудите";
правило (стандарт) N 5 "Аудиторские доказательства";
правило (стандарт) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Правила, посвященные целям и принципам аудита, скорее, несут теоретическую нагрузку, нежели касаются практических аспектов. Появление правила N 1 в числе первых вновь принятых правил как документа, в котором определяются основополагающие принципы аудиторской деятельности, придает логическую законченность кругу принятых стандартов. Иную роль играет правило "Существенность в аудите", которое по сути является инструментом, способным изменить весь ход проверки, в том числе скорректировать мнение аудитора относительно степени достоверности бухгалтерской отчетности.
Еще по теме:
Анализ процесса и механизмов страхования
государственного имущества
Всего в мире и в России насчитывается несколько десятков видов страхования государственного (муниципального) имущества, которые существенно различаются между собой. При этом разница в условиях страхования определяется не только стоимостью имущества, но и его особенностями, и характером страхуемых р ...
Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «МДМ Банк»
В целях контроля за состоянием ликвидности банка в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2009 г. № ПО установлены нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной и общей), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и ви ...
Общая характеристика деятельности ОАО Сбербанка России
ОАО Сбербанк России создан 01.01. 2001 г. В его состав вошли территориальные банки Сбербанка, работающие в пяти субъектах федерации — Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областях. Центральный офис банка находится в г. Хабаровске — столице Дальневосточного фе ...