Заключение

Банковское дело » Развитие банковской системы Республики Казахстан » Заключение

Страница 1

Предложенный в настоящей работе ретроспективный обзор развития банковской системы в условиях суверенитета Республики Казахстан позволяет сделать следующие выводы.

За десять лет независимости в суверенном Казахстане сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов, банковская система Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам выше, чем в большинстве стран СНГ.

Созданный в период рыночной ориентации Нацбанк практически по всем параметрам соответствует мировым требованиям к центральному банку страны в рыночной экономике, выполняет главную задачу по обеспечению внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, и многих других задач, способствующих достижению лучшего экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику.

В республике практически создана необходимая правовая основа банковской системы и по существу сформировано банковское законодательство.

Введение национальной валюты явилось весьма ответственным и серьезным шагом на пути полной суверенизации республики. Это событие стало ключевым этапом на пути дальнейшего реформирования экономики страны. Именно с этого момента стало возможным проведение самостоятельной денежно-кредитной политики в Казахстане. Двенадцать лет прошедшие после введения национальной валюты позволяют сделать вывод о том, что принятый курс оказался верным. Национальная валюта все увереннее завоевывает авторитет не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Поскольку условия суверенитета и рыночных отношений требовали иных подходов к макроэкономике и, в частности, к проведению иной денежно-кредитной политики, Национальный Банк совместно с Правительством в течение четырнадцати лет принимал меры к изменению идеологии и практики в этом направлении. Используя инструменты денежно-кредитного регулирования, Национальный Банк стремился применять такую их комбинацию, которая позволяла контролировать рост денежной базы и максимизировать стабильность валютного курса. Такая политика позволяла удерживать курс национальной валюты и инфляцию на предельно возможном положительном уровне и помогать экономике выходить из тяжелейшего экономического кризиса 1992-1994 годов, а также стабилизировать курс тенге и сдерживать инфляцию в последующие годы.

В условиях развития рыночных отношений сформировались и атрибуты этих отношений и, в частности, образовался устойчивый объемный финансовый рынок и его главные сегменты: валютный рынок, денежный (межбанковский) рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок. С использованием указанных рынков сформировалась и осуществляемая денежно-кредитная политика государства.

С целью реального влияния на стабилизацию национальной валюты, как и в любой стране с рыночными условиями, Правительством и Нацбанком постоянное внимание уделяется созданию необходимых золотовалютных активов (резервов). За четырнадцать лет независимости Нацбанк приобрел большой опыт в сфере управления резервами и их накоплением. Сумма чистых валютных активов на начало 2001 года составила 2,1 млрд. тенге.

С развитием банковской системы, особенно банков второго уровня, серьезное значение придавалось осуществлению надзорных функций Нацбанка. Используя разрешительные и надзорные функции, Нацбанк способствовал реструктуризации банков второго уровня. В результате проведенных мероприятий по оздоровлению банковского сектора за период с 1992 по настоящее время их количество сократилось до 44. Это явилось следствием работы по созданию эффективной системы банковского надзора, основанного на международных принципах и стандартах, в том числе по формированию нормативно-правовой базы пруденциального регулирования. В соответствии с оценкой состояния банковского надзора, сделанной специалистами МВФ, правовая система Казахстана в банковской сфере полностью соответствует требованиям Базсльского комитета по банковскому надзору.

Несмотря на серьезные трудности в становлении отечественной страховой индустрии, в настоящее время по существу создана законодательная база по страхованию и практически действует страховой рынок. Нацбанк, как уполномоченный орган страхового надзора в 2000 году стал членом Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS).

В условиях становления рыночных отношений в корне перестроена система безналичных расчетов. Унаследованная от прежней централизованной плановой экономики платежная система не подходила для новых условий рыночных отношений. В этой связи на базе КЦМР была внедрена система крупных платежей (СКП) и межбанковская система переводов денег (МСПД), а также система розничных платежей (СРП). В современных условиях банкам, хозяйствующим субъектам и населению представлен широкий выбор способов осуществления платежей (платежных инструментов) с учетом сроков исполнения обязательств, стоимости услуг банков, региональных и отраслевых особенностей. Наряду с классическими инструментами (платежные поручения, инкассовые поручения, чеки, платежные требования-поручения), начала применяться система расчетов путем применения различных видов платежных карт.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Содержание контроля на индивидуальном уровне
На индивидуальном уровне могут возникать банковские риски в связи с принятием отдельными работниками неправомерных и некомпетентных решений, при несоблюдении сотрудниками банка установленных правил и процедур, превышении полномочий (по составу и объему операций). Риски включают: хищение ценностей, ...

История возникновения договора банковского вклада
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК) определяет договор банковского вклада (депозита) как такой договор, по которому одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму ...

Надзорные и контрольные функции Национального Банка
В целях осуществления более эффективного и действенного консолидированного надзора за финансовыми группами 1 июня 2001 года были объединены Департамент банковского надзора и Департамент страхового надзора. Департамент банковского и страхового надзора осуществляет деятельность по выполнению возложен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru