В конце XIX – начале XX в. значение бирж реального товара стало падать. Но, с другой стороны, появился и стал быстро развиваться совершенно новый тип товарной биржи – фьючерсная. Процесс перехода оказался растянутым по срокам и различным по форме в различных странах, а биржевая торговля чугуном, углем, спиртом, солодом, сеном и другими товарами вообще прекратилась.
Товарные биржи в России возникли на рубеже XX столетия в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов. До революции товарные биржи были в 77 городах нашей страны.
Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. В их развитии преобладали тенденции, чуждые заграничной практике, что вызывало в то время значительную критику за их отсталость, архаизм. Русские биржи, хотя и выработали понятие заменимого товара, но сделок специально биржевых не знали.
На 1 октября 1926 г. – апогей биржевой торговли – в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные организации составляли 67 %, а частные лица – 33 % участников.
Несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж с коммерческо-рыночной точки зрения, они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.
В дальнейшем, в условиях свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством, начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 г. принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 – о ликвидации.
Независимо от нашего желания, если мы действительно хотим вводить в экономику рыночные отношения, нам придется предпринять третью попытку – после дореволюционного периода и нэпа – введения товарных бирж в хозяйственный механизм. Она требует тщательной предварительной проработки, учета всего имеющегося опыта.[1]
Еще по теме:
Перспективы развитиярынка корпоративных облигаций в России
В настоящее время в России сложились достаточно хорошие предпосылки для успешного развития рынка корпоративных облигаций, а именно:[10] 1. Позитивные сдвиги в российской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организациям получать дополнительные денежные накопления, которые можно ...
Лизинговые услуги малому бизнесу
Конкуренция на рынке лизинга усиливается. В то же время в зависимости от размеров бизнеса характер конкуренции отличается диаметрально. За крупного клиента с хорошей кредитной историей и финансовыми показателями идет борьба между лизинговыми компаниями. С другой стороны, в сегменте малых компаний, ...
Характеристика деятельности банка в области виртуальных услуг
ОАО Банк "Александровский" является одним из старейших банковских учреждений России. Он был основан в Санкт-Петербурге 20 января 1989. Работает на рынке банковских услуг по расширенной лицензии, предоставляющей право на осуществление всех видов банковских операций в рублях и валюте. Для б ...