Основные этапы развития банковской системы России

Банковское дело » Банковская система России » Основные этапы развития банковской системы России

Страница 5

Второй этап банковской реформы дал необходимый импульс и для развития второго звена банковской системы – коммерческих банков. Вышедший закон "О банках и бан­ковской деятельности в РСФСР" положил конец деятельности специализированных банков, которые, просуществовав более трех лет, так и не смогли внести в свою работу качественно новых изменений. Вместо специализированных банков был взят курс на создание коммерческих банков. Собственно, коммерческие банки были уже созданы ранее, они работали параллельно со специализированными банками. На начало 1991 г. численность коммерческих банков составила 1357, а число их филиалов – 2293.

Согласно законам о банках и банковской деятельности все банки трансформирова­лись в акционерные коммерческие банки, их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трех участников банка. Участниками банка могли при этом стать как юридические, так и физические лица (кроме Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций, специализированных обще­ственных фондов). Чрезвычайно важно также и то, что закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР" допускал возможность образования банка на основе любой формы собственности (в том числе с привлечением иностранного капитала). Это озна­чало, что снова после долгих десятилетий в России допускалось функционирование частного сектора в банковской сфере. Закон регулировал порядок открытия и прекра­щения деятельности банков, в том числе лицензирование их деятельности, регистрации, открытия банками филиалов и представительств, обеспечение финансовой стабильно­сти банка. Особое место в законе было отведено отношениям между банками и обслу­живанию банками клиентуры, их внешнеэкономической деятельности.

Реформа на втором периоде подвела черту начавшемуся процессу создания двух­уровневой банковской системы. Эмиссионные банки выделились в самостоятельное звено в виде центральных (государственных) республиканских банков, коммерческие банки образовали второе звено банковской системы, взяв на себя функции кредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения.

По своей форме банковская система существовавшего тогда Союза была, таким об­разом, трансформирована в структуру нового типа, имеющую значительное сходство с принятой в мировой практике.

Важнейшей особенностью данного периода банковской реформы стала дальнейшая децентрализация банковской системы. Правления Промстройбанка, Агропромбанка и Жилсоцбанка союзного и российского уровней упразднялись, их низовые структуры преобразовывались в самостоятельные и межрегиональные коммерческие банки.

В интересах упразднения монополизма в банковской сфере в это время проводилась политика по сдерживанию создания чрезмерно крупных банковских структур – банков-гигантов. К сожалению, в полной мере это сделать не удалось. По состоянию на 1 ию­ля 1991 г. на базе бывших правлений отраслевых банков функционировали Агропром­банк (Москва) с оплаченным уставным капиталом в сумме 4,6 млрд. руб., "Украина" (Киев), оплаченный капитал – 1174 млн. руб., Мосбизнесбанк (Москва), оплаченный капитал 538 млн. руб., впоследствии к ним присоединился Россельхозбанк (Москва) с капиталом 1,5 млрд. руб[3]. Конечно, это были уже не те союзные специализированные банки, охватывающие капиталы всех подчиненных им структур, от них прежде всего отделились некоторые республиканские кредитные учреждения, а внутри России зна­чительная часть региональных банков стали автономными. И тем не менее капиталы самых крупных шести банковских гигантов г. Москвы были почти в 1,4 раза больше капитала других банков, входящих в число 50 крупных банков бывшего Союза.

Разумеется, деятельность бывших специализированных банков с новыми названиями на первых порах была далека от деятельности подлинных коммерческих банков, по-прежнему им не хватало опыта, знаний, уровень автоматизации был незначительным. К данным банкам, как и прежде, была "прикована" нерентабельная клиентура, их эконо­мическая поддержка со стороны государства была не отработана; коммерческие банки, обслуживая данную клиентуру, выполняя невыгодные для себя операции, по существу оставались банками, слабыми в коммерческом отношении. И тем не менее сформировавшуюся сеть кредитных учреждении уже нельзя было назвать прежними банками. Несмотря на медленный процесс изменения к лучшему, коммерциализация банковской деятельности как важнейшая задача банковской реформы на ее втором этапе постепен­но находила свои формы реализации. Торговля ресурсами, межбанковские кредиты, платность ресурсов, получаемых в порядке временного заимствования от Центрального банка, работа на собственных и привлеченных ресурсах неизбежно приводили к новой экономической ситуации, заставляющей банки менять стиль и методы своей деятельно­сти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Операции с пластиковыми карточками и их учет
Банковская пластиковая карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), полученные наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством РБ (ст. 273 Банковского К ...

Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов
Системой депозитного страхования (СДС) - является комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов от их потери владельцам, в случае банкротства банка второго уровня. Создание системы депозитного страхования последовательно вытекает из логики эволюции банковской системы Казахстана. СДС существует, практ ...

Резервный фонд
Преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния было завершено 31 января 2008г. Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефте ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru