Основные этапы развития банковской системы России

Банковское дело » Банковская система России » Основные этапы развития банковской системы России

Страница 2

Операциями Промстройбанка СССР являлись кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе снабженческо-сбытовых и научных организаций. Кредитно-расчетное обслуживание хозяйственных организаций данных отраслей стало комплексным – предприятиям, обслуживаемым данным и другими спе­циализированными банками, уже не надо было, как ранее, обращаться в разные банки за получением кредитов отдельно для эксплуатационной деятельности (в систему Гос­банка СССР) и для инвестиционной деятельности (в учреждения Стройбанка СССР).

В соответствии с первым этапом реформы Агропромбанк СССР стал осуществлять кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленного ком­плекса и потребительской кооперации. Агропромышленный комплекс, который вклю­чал сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы), пищевую промышленность и другие организации, стал самым кредитоемким клиентом – на его долю приходилось более половины всех краткосрочных и 70% долгосрочных кредитов, предоставляемых народному хозяйству. В данном банке было сосредоточено обслуживание 1/4 капи­тальных вложений в народное хозяйство.

Жилсоцбанк СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты в жилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сфере кооперативной и индивидуаль­ной трудовой деятельности. Деятельность данного банка была направлена на стимули­рование через денежные и кредитные отношения программы жилищного строительства, производства товаров народного потребления, развития коммунального хозяйства и сферы услуг населению, объектов социально-культурного назначения (школ, больниц, пансионатов, клубов и др.), кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

Задача Сберегательного банка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты и кассовое обслуживание населения (в случае необходимости – также предприятий и учреждений), обеспечивать распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан. Данный банк, созданный на базе широкой сети сберегательных касс, был призван внедрять прогрессивные формы расче­тов и кредитования населения, коренным образом улучшить обслуживание населения как по месту их работы, так и по месту жительства.

Подобная структура банковской системы складывалась под влиянием общей струк­туры управления народным хозяйством. В соответствии с основными направлениями радикальной экономической реформы при перестройке управления экономикой в стра­не было создано 7 комплексов, в том числе 5 комплексов, связанных с промышленно­стью и строительством (топливно-энергетический, машиностроительный, металлургиче­ский, химико-лесной и строительный комплексы), а также аграрно-промышленный и социальный комплексы. Промстройбанк стал взаимодействовать со строительным и промышленными комплексами, Агропромбанк стал обслуживать интересы агропро­мышленного комплекса и, наконец, Жилсоцбанк – потребности социального комплек­са. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществляющего его кредитно-расчетное обслуживание.

В первый период реформы помимо банков государственного происхождения в стра­не начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Идея децентрализации банковской системы получила свою реализацию на практике. Вместо трех банков в стране стали работать шесть банков государственного типа, впервые было разрешено создание самостоятельных коммерческих кредитных учрежде­ний. Значение проведенной децентрализации, однако, было относительным, по-прежнему централизм доминировал. Специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только размером поменьше. Управление все так же осущест­влялось из центра (сверху вниз). Экономически Правление специализированного банка было зависимо от Правления Госбанка СССР, который, как и раньше, забирал ресурсы, собранные низовыми периферийными специализированными банками, и на платной основе наделял ими то или иное специализированное кредитное "министерство". Логи­ка централизованного управления еще какое-то время была живучей. Ни Правление Госбанка, ни правления специализированных банков не были заинтересованы в переда­че власти местным органам, командный стиль продолжал сохраняться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Депозитная политика АО "Банк ТуранАлем"
В области депозитной политики, АО "Банк ТуранАлем" является одним из лидирующих банков на рынке розничных финансовых услуг. За 11 мес. 2006 года прирост объема срочных депозитов АФ БТА составил 264 695 тыс. долл. США, что составило 16,4% абсолютного прироста рынка. Темп прироста рынка сос ...

Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке
Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в таком поним ...

Цели, принципы и задачи государственного регулирования и надзора банковской деятельности
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержани ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru