Кредитование является наиболее распространенным инструментом платного размещения банковских ресурсов. Дихотомия активных операций банка, в том числе и кредитования, заключается в поиске оптимального соотношения риска и доходности. В этой связи одним из важнейших направлений работы коммерческого банка является оценка кредитоспособности потенциальных заёмщиков.
Прежде всего, в уточнении нуждается сам термин "кредитоспособность". Распространено отождествление кредитоспособности с платёжеспособностью. Последняя состоит в возможности организации полностью и в установленный срок погасить свои долговые обязательства. Однако, по нашему мнению, понятие кредитоспособности является более сложным и требует более тщательной формулировки. С одной стороны, платёжеспособность является более широким понятием по отношению к кредитоспособности. С другой стороны - они обладают разной экономической и правовой природой. Рассмотрим вышеобозначенные различия. Рассматривая правовую сторону вопроса необходим необходимо выделять способность организации к совершению кредитной сделки. Для подтверждения правоспособности заёмщика в банк должны быть представлены следующие документы:
нотариально удостоверенную копию устава, зарегистрированного в установленном законодательством порядке;
нотариально удостоверенный пакет учредительных документов, если законодательством предусмотрено его составление;
нотариально заверенную карточку образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати;
нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации;
разрешение на осуществление предпринимательской деятельности с указанием срока функционирования (для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица);
разрешение (лицензию) на занятие отдельными видами деятельности;
копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц на заключение соответствующих договоров с кредитной организацией [6, с.184]
Анализ данных документов не является чистой формальностью, поскольку в случае наличия в уставе заёмщика оговорок ограничивающих права руководящих органов на вступления в кредитные отношения, в соответствии со ст.174 ГК РФ [1] и постановления пленума ВАС № 9 от 14.05.1998 [3], кредитный договор может быть признан недействительным.
С экономической точки зрения - различия состоят в источниках погашения. Если при определении платёжеспособности необходимо учитывать нормальный характер функционирования хозяйствующего субъекта, то для оценки кредитоспособности нужно учитывать ситуацию, при которой заёмщик окажется не в состоянии в полном объёме и в срок погасить свою задолженность. В этой связи предмет оценки следует расширить и включить в него: во-первых, оценку заложенного имущества, в случае, если обеспечением возвратности кредита был залог; во-вторых, оценку финансового состояния гарантов или поручителей, при наличии гарантий или поручительств третьих лиц; в-третьих, общее имущественное состояние организации в свете её возможного банкротства.
На наш взгляд, наиболее комплексно понятие кредитоспособность раскрыто в следующем определении: "…кредитоспособность представляет собой оценку банком заёмщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и определяет вероятность своевременного возврата основной суммы долга и выплаты процентов по ним в будущем" [21, с.23]. В дальнейшем мы будем придерживаться именно этого определения.
Рассмотрим основные цели и задачи оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта.
Ключевыми целями анализа кредитоспособности являются:
1. Определение способности и готовности заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора.
2. Оценка риска, связанного с кредитованием данной организации.
Еще по теме:
Субъекты социального страхования
Представленные выше характеристика и содержание отношений, вытекающих из взаимосвязей, взаимодействия и взаимозависимости общественных форм жизнедеятельности трёх видов социальных субъектов, социального положения гражданина (как первичного и главного социального субъекта в триаде социальных субъект ...
Необходимость создания и развития интернет-банкинга
Впервые банк, обслуживающий клиентов через Интернет, появился в 1995 г. Им был Security First Network Bank. Основателем виртуального банкинга в России следует считать «Автобанк», который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится н ...
Перспективы и предложения по развитию интернет-банкинга
Развитие интернет-банкинга сейчас достаточно перспективно. Все большее количество банков начинают внедрять системы, которые позволяют им взаимодействовать с клиентами через Интернет. Так, по мнению специалистов, около половины всех клиентов банков, внедривших подобные системы, могут в дальнейшем ис ...