15. Количество филиалов - данный показатель целесообразно включать в систему ключевых показателей эффективности в том случае, если банк находится в процессе активного построения собственной филиальной сети. Тренд является стабильным, если изменений не произошло;
16. Приобретения (паи и участия) - важнейшая позиция баланса, показывающая расширение сферы деятельности банка. По факту показывается соответствующая строка активов по балансу банка, по плану - в соответствии с принятым финансовым планом. Тренд является стабильным, если изменений не произошло;
17. Количество клиентов - данные представляются подразделениями, ответственными за обслуживание клиентов;
18. Концентрация клиентов - рассчитывается как сумма кредитов, выданных 20-ти крупнейшим заемщикам, деленная на общий размер ссудной задолженности и сумма депозитов 20-ти крупнейших вкладчиков, деленная на общий объем привлечения. Коэффициент показывает степень зависимости банка от крупных клиентов. Тренд является стабильным, если отклонение не превышает 1%;
19. Доля резервов в соответствующих активах - сводный показатель, характеризующий качество активов. Рассчитывается как размер резервов под активы, отнесенный к сумме тех активов, под которые был создан резерв. Тренд является стабильным, если отклонение не превышает 1%;
20. Место в рейтингах по активам и капиталу.
Необходимо отметить особенности использования в расчетах показателя прибыли, доходов и расходов. В случае, если сравнение проводится по итогам нескольких лет по состоянию на конец года, тогда в расчет принимаются показатели за анализируемый год. Однако, если при анализе сопоставляются различные кварталы одного и того же года, возникают определенные трудности. Прибыль накопительным итогом в анализируемом квартале практически всегда больше прибыли предыдущего квартала. Соответственно, получается, что уже при условии прибыльности работы банка такие показатели, как рентабельность активов, капитала, уставного капитала, цена привлечения и размещения будут постоянно возрастать и показывать положительный тренд, несмотря на возможное ухудшение результатов в отдельном квартале.
Представление ключевых показателей эффективности показано в таблице на примере анализируемого банка по состоянию на 01.07.03 [Приложение A].
В таблице сразу заметны проблемные области деятельности банка. План практически по всем финансовым показателям выполнен, несколько выше запланированной оказалась цена привлечения и доля работающих активов была ниже запланированного уровня на 5%. Также прибыль за 2 квартал оказалась ниже запланированной, однако по прибыли накопительным итогом план выполнен, что объясняется существенным перевыполнением плана 1 квартала. Тем не менее, ряд показателей, связанных с бизнес-задачами банка, оказался невыполненным, а именно:
· прибыль на одного сотрудника оказалась ниже запланированной, что означает, что банк увеличил штат больше, чем планировал изначально;
· не выполнен план по открытию филиалов, так как открыто 8 филиалов вместо 11 запланированных;
· не выполнен план по приобретениям - в бизнес-плане банка во втором квартале были запланированы вложения в дочерний банк, но сделка не была осуществлена;
· в банке значительна концентрация заемщиков и вкладчиков, и хотя банк ее снижает, что видно положительным трендам, снижение не достигло запланированного уровня.
Отметим, что в ряде случаев при выполнении плана тренд оказывается негативным. Это означает, что ухудшение показателей было изначально запланировано, однако данный факт целесообразно освещать.
Из рассмотрения вопроса о системе ключевых показателей деятельности банка можно сделать следующие выводы:
1. Для общей характеристики положение банка возможно представление не полного объема аналитического материала, а основных показателей, называемых ключевыми показателями эффективности деятельности банка. Особенно это показатели важны для высшего менеджмента и акционеров.
2. Предлагается система, состоящая из 20 основных показателей, которые рассматриваются в динамике к предыдущему периоду, и в сравнении с планом.
3. При расчете показателей на квартальные даты представляется целесообразным прибыль, доходы и расходы, участвующие в расчете приводить к годовым показателям, используя метод экстраполяции.
Еще по теме:
Финансовые риски и методы их оценки в сфере
потребительского кредитования
Свобода в принятии решений неизбежно сопровождается возникновением риска возможных потерь. Можно утверждать, что риск – оборотная сторона свободы предпринимательства. Риск связан с неопределенностью события и может приводить к колебаниям финансового результата для выбора альтернатив развития событи ...
Информационная база для оценки кредитоспособности
предприятия
Для эффективного проведения оценки кредитоспособности предприятия необходимо, в первую очередь, создать информационную базу анализа. В целях определения категории качества ссуды, при формировании резервов на возможные потери по ссудам, в положении ЦБ 254-П от 26.03.04 [4] изложен примерный перечень ...
Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «Ханты-Мансийский
банк»
Исходя из данных приведенных в предыдущем параграфе, до середины 2009 г. в банковском секторе Тюменской области происходила преимущественно борьба с кризисными событиями, а также начало роста ресурсной базы для возвращения объемов кредитования на докризисную величину. За период с 01.07.2008 по 01.0 ...