Средние и небольшие банки более расторопны, но у них, как правило, не хватает ресурсов и ликвидности. Особенно это проявилось в 2009 году в связи с кризисом ликвидности. Впервые за несколько лет кредитные ставки выросли, причем сразу на 3-4 %. Кроме того, мало кто из банков работает с "микрофинансовыми" компаниями и кредитными кооперативами, которые, в свою очередь, выдают ссуды предпринимателям.
Претензий бизнесменов и финансистов по отношению друг к другу накопилось примерно одинаковое количество. Малый бизнес тоже с опаской смотрит на банки. По данным исследования Ассоциации региональных банков России, подавляющее большинство москвичей (92 %) при открытии своего дела предпочли бы воспользоваться либо собственными накоплениями, либо занять у знакомых. Только половина нуждающихся в инвестициях жителей столицы в принципе рассматривает банковские ссуды как способ привлечения средств для развития бизнеса. Недоверие к банковским услугам вызывают:
– наличие скрытых платежей за пользование кредитом (так ответили 54 % опрошенных);
– короткие сроки погашения (38,2 %);
– необходимость предоставления имущества в залог (34,8 %);
– недостаточное число банков, предлагающих ссуды малому бизнесу (30 %).
В результате только 5,5 % взрослого населения столицы принимает активное участие в развитии малого бизнеса, в то время как за рубежом эта цифра в несколько раз больше.
Помимо доступных кредитов малый бизнес нуждается в масштабной господдержке: финансовой, правовой, консультационной, да и просто моральной. В целом предприниматели позитивно оценивают свое текущее положение, но испытывают пессимизм в отношении перспектив развития предприятий, причем, чем меньше масштабы бизнеса опрашиваемых, тем выше уровень их пессимизма. Как следствие – низкая инвестиционная активность, отказ от долгосрочных проектов, отказ от расширения бизнеса, а значит, упущенная выгода для всей экономики страны. В России доля малого бизнеса в национальной экономике до сих пор не превышает 20-25 %, в то время как во всех экономически развитых странах она составляет не менее 40-50 %.
В "общем и целом", ситуация складывается так: с одной стороны, государство вроде бы ратует за развитие малого и среднего бизнеса, но банки не готовы в одиночестве нести все риски и ответственность. Банкиры ждут от государства участия в финансировании в проектах, которые считаются наиболее рискованными для кредиторов. Должна быть разработана и система мер по поддержке предпринимателей, в частности есть идея создания отдельного государственного органа, куда бы бизнесмен мог обратиться в случае произвола чиновников или проблем с криминальными структурами. Если малый бизнес получит столь всеобъемлющую поддержку и на проект будет грамотно реализован, то он станет не дотационным, а коммерчески успешным и окупится буквально за несколько лет.
Еще по теме:
Основные этапы развития банковской системы России
В СССР банковская система 80-х годов характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур. Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждении, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий ...
Государственное регулирование деятельности товарных бирж. Комиссия по
товарным биржам
Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создается Комиссия по товарным биржам. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конститу ...
Направления комплаенс-контроля
В ходе компланс-контроля проверяется и оценивается деятельность сотрудника, осуществляющего операции (сделки) на финансовых рынках от имени кредитной организации. Исходным при оценке качества работы является выполнение следующих обязанностей: Ведение операции (сделки) в интересах своих клиентов с т ...