Банковские аналитики с оптимизмом оценивают новый кредитный рынок. Даже сейчас, в условиях кризиса, на рынке кредитования малого бизнеса можно отметить обострение конкуренции. Малым и средним предпринимателям нужны средства на развитие, и выигрывает тот, кто может предложить наиболее привлекательные условия без бюрократических проволочек. Увеличиваются суммы и сроки кредитования, уменьшаются процентные ставки. Если пять-шесть лет назад средняя ставка по кредитам для небольших предприятий была на уровне 30-36 % годовых, то сейчас средняя ставка находится на уровне 18-22 % в зависимости от суммы кредита. Правда, это в среднем на 5 % выше, чем ставки по корпоративным кредитам, но для небольших компаний это не критично. Для них важна оперативность принятия решения о предоставлении кредита. Изменились и сами кредитные программы. Еще в 2006 году они были типовыми для всех банков и отличались лишь максимальными сроками, суммами и ставками, в прошлом году банки начали предлагать новые продукты, ориентированные на потребности заемщика и требования рынка.
Многим банкам сложно было представить, что можно выдать кредит предприятию без залога, теперь это обычное предложение, пользующееся в регионах повышенным спросом. Наличие залога не является основным условием выдачи кредита, поскольку банки нацелены на развитие компании, а не на то, чтобы выдать кредит и потом реализовывать залог.
В рамках исследования банки выделили факторы, препятствующие развитию кредитования малого и среднего бизнеса (таблица 3), такие как непрозрачность заемщика, отсутствие залогового обеспечения, неразвитость законодательства и программ господдержки, мешающие органическому росту, вынесены в первые строчки списка.
Таблица 3. Разнообразия залогового обеспечения все еще недостаточно
Место |
Фактор |
1 |
Непрозрачность заемщиков |
2 |
Отсутствие залогового обеспечения |
3 |
Плохое качество залогового обеспечения |
4 |
Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм |
5 |
Неразвитость законодательства |
6 |
Недостаточность развития филиальных сетей банков |
7 |
Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов |
8 |
Недостаточность наработанного банками опыта |
9 |
Нехватка квалифицированных кадров |
10 |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Еще по теме:
Терминология, объекты страхования и виды договоров
В настоящей главе определяются порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный юридическим и физическим лицам при использовании этих средств в дорожном движении на территории Республики Беларусь и при выезде за ...
Становление и развитие рынка ценных бумаг в Украине
После распада Советского Союза в начале 90-х годов Украина, стремясь выйти на мировую хозяйственную арену, перешла в сферу рыночных отношений. Пытаясь стать европейским государством, мы начали «копировать» все атрибуты современной экономически развитой страны. Не стали исключением и ценные бумаги, ...
Схемы ипотечного кредитования в России
Одна из первых программ ипотечного кредитования жилищного строительства была разработана в 1992 г. корпорацией «Жилищная инициатива» совместно со Сбербанком и Госстрахом России. Программа предусматривала создание на территории России сети ипотечных банков. Она была рассчитана на привлечение сбереже ...