Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта

Банковское дело » Депозитная политика банков и пути ее совершенствования на современном этапе » Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта

Страница 2

К ограниченной системе страхования относятся большинство развивающихся стран, ориентированной на защиту мелких вкладчиков, в основном, населения, сохраняя в тоже время рыночную мотивацию у крупных вкладчиков. К этой модели относится и Казахстанский фонд страхования вкладов, который гарантирует только возврат вкладов физических лиц, в основном, мелких вкладчиков. Приоритет отдан последним, так как по сравнению с корпоративными клиентами банков они меньше осведомлены о существующих рисках в банковской деятельности и имеют меньше возможности его оценки. В связи с этим институциональные вкладчики, обладающие большим объемом информационных и аналитических ресурсов, сами должны нести риск оценки деятельности того или иного банка и открытия в нем счета, то есть иметь рыночную мотивацию в выборе банка. В Нидерландах, Турции, Австрии страхование распространяется только на вклады физических лиц.

В настоящий момент казахстанская система страхования вкладов охватывает 90% вкладов физических лиц. В Казахстане максимальная сумма возмещения вклада Фондом страхования составляет 1 млн. тенге. Сумма возмещения рассчитывается по скользящей шкале, установленной правилами гарантирования.

Американская корпорация страхования депозитов с момента создания устанавливала максимальный уровень страховой выплаты в 2500 долларов. В случае банкротства банка вкладчики могли в течение нескольких дней получить эту сумму. Впоследствии размер гарантии на 1 вкладчика возрос до 100 тыс. долларов США. В Казахстане при благоприятных обстоятельствах сумма 100%-ного возмещения может быть увеличена, первоначально планируется ее повышение до 250000 тенге.

Дифференцированные ставки страховых взносов устанавливаются по уровню риска, вносимому банком в систему. В этом случае величина ставки страхового взноса определяется индивидуально для каждого банка в зависимости от показателей финансовой устойчивости и платежеспособности банка. В Казахстане используется дифференцированная шкала ставок очередного календарного взноса банков-участников от 0,125 до 0,375% от суммы застрахованных депозитов в зависимости от финансового состояния банка. В отношении размера страхового фонда в Казахстане предусматривается возможность установления его верхнего предела, по достижении которого выплата взносов банками-участниками может быть временно прекращена. Но в связи с тем, что Фонд страхования находится на начальной стадии формирования страховых резервов, а также в связи с ожидаемым расширением страховой базы еще рано говорить об установлении верхнего предела достаточности страховых средств. Хотя, в идеале, он должен быть установлен на уровне, позволяющем Фонду страхования без затруднения, средствами резервного фонда справляться даже с банкротствами банков крупных держателей вкладов населения.

В Казахстане система защиты вкладов физических лиц ограничивается только выплатой возмещения по вкладу в случае принудительной ликвидации банка-участника обязательного коллективного страхования вкладов. Между тем, в случае недобросовестного выполнения банком своих услуг частные клиенты вынуждены обращаться в судебные инстанции для разрешения возникших проблем, что требует немалых затрат денежного и временного характера. Создание привлекательного и цивилизованного имиджа банка как надежного и солидного финансового института невозможно без гарантирования разрешения возникших претензий клиентов к работе банка третьей стороной -некоммерческой организацией - на бесплатной для частных клиентов основе. Такая структура могла бы быть создана при Национальном банке и подотчетна только ему, эффективно функционировать на средства банков-участников по решению правительства на принудительной основе для банков-лицензиатов, или по инициативе банков на добровольной основе. Это позволило бы еще активнее стимулировать приток свободных денежных средств населения в банковскую сферу. Об имеющихся резервах привлечения свободного капитала можно судить по объемам оборота обменных пунктов валюты (более 15 млрд. тенге), а также по объемам инвестирования как в драгоценные металлы и камни, так и в недвижимость.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Изменение структуры стабилизационного фонда
Начиная с 1 января 2008г. в России произошло разделение доходов бюджета. При этом уже определены основные параметры российского бюджета (табл.4) |1 - 3|. Например, сравнение параметров российского и норвежского бюджетов показывает, что нефтегазовые и не нефтегазовые доходы в Норвегии имеют большую ...

Совершенствование банковского надзора в Республике Казахстан
Стабильность функционирования банковской системы во многом зависит от эффективности работы регулирующих органов. Совершенствование банковского надзора в Казахстане должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, ...

Эволюция центральных банков России и зарубежных государств
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru