Если соискатель претендует на получение лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов страхования, то он обязан представить в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.
Для получения лицензии на перестрахование представляется большая часть тех же документов, не нужны лишь сведения об актуарии, правила страхования и расчеты страховых тарифов.
Соискатель лицензии на осуществление брокерской деятельности, помимо заявления, представляет документ о своей государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы, если речь идет о юридическом лице, образцы договоров, необходимых для осуществления брокерской деятельности, и документы о необходимой квалификации работников брокерской компании или его самого, если он является индивидуальным предпринимателем.
Документы, требующие государственной регистрации, а также выдаваемые государственными органами, представляются в виде нотариально заверенных копий.
Соискатели лицензий, являющиеся дочерними компаниями по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю таких инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должны также представлять в письменной форме согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.
Все документы должны быть составлены на русском языке.
Требования к отдельным формам документов еще Министерством финансов РФ не установлены, поэтому Росстрахнадзор предлагает пока использовать те формы, которые были в условиях лицензирования ранее.
Следует отметить, что при заполнении заявления на получение лицензии страховые компании допускают, как правило, следующие ошибки:
- наименование компании, которое указано в заявлении, не совпадает с наименованием юридического лица, указанным в его учредительных документах;
- виды страхования указываются произвольно, а не в строгом соответствии с требованиями ст. 32.9 Закона об организации страхового дела;
- не указываются исходящий номер и дата составления заявления;
- практически всегда отсутствует расшифровка подписи лица на заявлении.
Поскольку за рассмотрение заявления о выдаче лицензии уплачивается государственная пошлина, то к документам должна быть приложена надлежащим образом оформленная копия платежного поручения, подтверждающая факт уплаты пошлины. Несмотря на очевидность этого обстоятельства, очень часто поступают документы без такой копии платежного поручения - в среднем из 10 пакетов документов, которые поступают в Росстрахнадзор, только 2 пакета содержат этот документ.
Для подтверждения факта оплаты уставного капитала страховщики чаще всего представляют только учредительные документы, из которых действительно усматривается увеличение уставного капитала, а вот сами документы, подтверждающие оплату, не представляются вообще либо представляются не в полном объеме.
Зачастую отсутствуют документы, подтверждающие наличие требуемого законом образования и стажа работы руководителя и главного бухгалтера страховой компании. Нужно иметь в виду, что такими документами являются лишь копии диплома и трудовой книжки. Эти копии могут быть заверены самим соискателем лицензии.
Следующая проблема связана с документами, содержащими экономическое обоснование осуществления тех видов страхования, на которые запрашивается лицензия (лицензии). Пока Росстрахнадзор не утвердил перечень этих документов, и поэтому следует исходить из того списка, который определен в условиях лицензирования. Там речь идет о представлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, расчета соотношения активов и обязательств, бизнес-плана и плана по перестрахованию и, наконец, положения о размещении страховых резервов.
Для предварительного этапа проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих дней.
По результатам проверки наличия необходимых документов страховой компании направляется уведомление о приеме документов на рассмотрение.
На этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня с даты, когда будет подписано уведомление о приеме документов к рассмотрению.
При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика собственными средствами.
Еще по теме:
Автоматизация банковских операций как фактор улучшения финансового
состояния предприятия
Для ускорения проводимых операций ОАО КБ «Спутник» необходимо развивать Интернет – технологии. Развитие таких технологий поможет банку привлечь новых клиентов, ускорить проводимые операции, а так же повысить качество обслуживания клиентов. Постоянное увеличение конкуренции в секторе банковского обс ...
Порядок регистрации кредитных организаций
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществл ...
Модели в практике ипотечного кредитования
В зарубежной практике ипотечного кредитования сложились две основные модели – модель ипотечной компании и сберегательного банка. Модель ипотечной компании основана на ипотечных ценных бумагах. Ипотечная облигация – это долгосрочная ценная бумага, выпускаемая под обеспечение недвижимым имуществом и ...