Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства, она не может превышать 0,13 процента средней величины вкладов за квартал.
Средства фонда страхования вкладов могут быть инвестированы:
-в государственные ценные бумаги Российской Федерации;
-в депозиты и ценные бумаги Банка России;
-в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в облигации и акции российских эмитентов, а также в российские ипотечные ценные бумаги;
-в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
-в ценные бумаги экономически развитых иностранных государств.
С целью обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов Правительству России предоставлено право выделять Агентству средства федерального бюджета в случае недостатка средств фонда страхования вкладов.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.
Расшифруем данные принципы:
1.Обязательность участия банков в системе страхования вкладов (принцип 1).
Как установлено ч.1 ст. 6 ФЗ№ 177, участие в системе страхования вкладов в соответствии с комментируемым Законом обязательно для всех банков.
В части 3 ст.6 ФЗ № 177 установлены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:
- уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;
- представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
- размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
- вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные комментируемым Законом.[21]
2.Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств (принцип 2).
Рассматривая изложенный основной принцип системы страхования вкладов, целесообразно привести проблемный вопрос, обозначенный в заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы от 16 мая 2003 г. По проекту ФЗ №177 и законопроектами, связанными с принятием ФЗ №177 гарантирование в принципе увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы.
В заключении по законопроекту также отмечено, что центральное противоречие системы страхования вкладов заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчиков недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками – донорами системы гарантирования.
3.Прозрачность деятельности системы страхования вкладов (принцип 3).
На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений ФЗ № 177, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:
Еще по теме:
Правовое регулирование
потребительского кредитования в РФ
Потребительский кредит - новое явление в экономической и правовой жизни России, представляющее собой предоставление кредитными организациями денежных средств физическим лицам на покупку товаров или услуг, направленных для удовлетворения личных потребностей лица. Необходимо отметить, что капитал бан ...
Оценка экономической эффективности вложений
в банке
В 2006 году на мировом рынке наблюдалось повышение цен на драгоценные металлы. Цены на драгметаллы зависят от курса американской валюты и стоимости нефти. Ситуация на рынке металлов в 2006 году сложилась весьма благоприятная (в общей сложности с начала года стоимость за тройскую унцию золота выросл ...
Изменение структуры стабилизационного фонда
Начиная с 1 января 2008г. в России произошло разделение доходов бюджета. При этом уже определены основные параметры российского бюджета (табл.4) |1 - 3|. Например, сравнение параметров российского и норвежского бюджетов показывает, что нефтегазовые и не нефтегазовые доходы в Норвегии имеют большую ...