Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства, она не может превышать 0,13 процента средней величины вкладов за квартал.
Средства фонда страхования вкладов могут быть инвестированы:
-в государственные ценные бумаги Российской Федерации;
-в депозиты и ценные бумаги Банка России;
-в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в облигации и акции российских эмитентов, а также в российские ипотечные ценные бумаги;
-в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
-в ценные бумаги экономически развитых иностранных государств.
С целью обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов Правительству России предоставлено право выделять Агентству средства федерального бюджета в случае недостатка средств фонда страхования вкладов.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.
Расшифруем данные принципы:
1.Обязательность участия банков в системе страхования вкладов (принцип 1).
Как установлено ч.1 ст. 6 ФЗ№ 177, участие в системе страхования вкладов в соответствии с комментируемым Законом обязательно для всех банков.
В части 3 ст.6 ФЗ № 177 установлены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:
- уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;
- представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
- размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
- вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные комментируемым Законом.[21]
2.Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств (принцип 2).
Рассматривая изложенный основной принцип системы страхования вкладов, целесообразно привести проблемный вопрос, обозначенный в заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы от 16 мая 2003 г. По проекту ФЗ №177 и законопроектами, связанными с принятием ФЗ №177 гарантирование в принципе увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы.
В заключении по законопроекту также отмечено, что центральное противоречие системы страхования вкладов заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчиков недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками – донорами системы гарантирования.
3.Прозрачность деятельности системы страхования вкладов (принцип 3).
На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений ФЗ № 177, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:
Еще по теме:
Нормативное регулирование
банковского аудита
Основными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в области банковского аудита и ее лицензирование, являются: · Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», · Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», · П ...
Экологическое страхование в развитых странах Запада
Страхование экологических рисков начало развиваться в 60-х гг. XX века с введения специальных норм экологической ответственности в законодательных актах различных стран, а также в международных нормах. В практике развитых стран страхование в сфере природопользования возмещает убытки, наносимые окру ...
Краткая характеристика предприятия ООО «Уралэкспоцентр»
ООО «Уралэкспоцентр» - предприятие, занимающееся организацией и проведением выставок и конференций в УрФО. Оно было основано в 1991 году. За 17 лет своего существования «Уралэкспоцентр» достиг феноменальных результатов, успешно организовав не одну сотню выставок на Урале, среди которых выставки не ...