Заключение

Банковское дело » Система социального страхования Российской Федерации » Заключение

Страница 1

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны. Государственное социальное страхование - объективная необходимость. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

− Пенсионным;

− Фондом обязательного медицинского страхования;

− Фондом социального страхования.

При исследовании динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2006-2008 гг. было выявлено, что в 2006 гг. бюджет ФСС был профицитным, а начиная с 2007 г. наблюдается его дефицит. Это обусловлено, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.

Доходы Фонда социального страхования формируются в основном за счет поступлений от обязательного социального страхования. Наименьшую долю поступлений в бюджет Фонда составляют межбюджетные трансферты из средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

Выявлены следующие недостатки ФСС:

- расходы на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации;

- размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. руб., не индексировался с 2000 г.;

- недостаточность средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Ключевые проблемы социального страхования в России (в первую очередь, недостаток получаемых доходов на фоне резкого увеличения финансирования основных социальных программ, вызвавший дефицит бюджета ФСС) следует решать не через сокращение расходных статей бюджета или поиска новых источников доходов, а по средствам постепенного законодательного изменения системы социального страхования России в целом.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Стабилизационный фонд
Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефт ...

Анализ финансового состояния ОАО «Ханты-Мансийский банк» на основе методики Центрального банка России
Рассматриваемый период информации включает в себя промежуток времени с 1 июля 2008 г. до 1 июля 2009 г. Известно, что осенью 2008 г. в мировой экономике начался финансовый кризис, отразившийся и на финансовых рынках России, особенно на рынке кредита, в банковском секторе. Поэтому использование для ...

Рекомендации по снижению кредитных рисков ОАО «МДМ Банк»
Одной из важных задач, решаемых в рамках кредитной политики банка, является необходимость разработки системы оценки кредитоспособности заемщика и риска выдачи ему кредита. Именно анализ различных аспектов состояния заемщика, его мониторинг в течение всего срока действия кредитного договора, предста ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru