Проблемы функционирования банковской системы России

Банковское дело » Банковская система России » Проблемы функционирования банковской системы России

Страница 2

Необходимо отметить, что и в условиях финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это сложное время. Свою устойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса продемонстрировали целый ряд средних российских банков. Причины надежности этих банков в условиях кризиса заключаются в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у иностранных банков, не участвовали в доходном прокручивании бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанков­ском рынке. Основным направлением их деятельности оставались качественное обслу­живание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или просрочки кредитов у них относительно редки.

По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являются финансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки. 441 банк, или 30%, отнесены к проблемным, поскольку у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не мо­гут самостоятельно выйти из кризиса. 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков определя­ется Банком России в 75 млрд. руб[9]. Дифференциация финансового состояния банков требует также и дифференцированного подхода к решению их проблем.

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восста­новление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вто­рая задача – на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита. Назовем некоторые направления реформирования банковской системы, наме­ченные правительством, Центральным банком России и Ассоциацией российских бан­ков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобы банковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающих потребностям эконо­мики.

Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер

, которые были направлены на предотвращение разрушения банковской и финансо­вой системы страны. К числу таких важнейших оперативных мер Банка России следу­ет отнести проведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего вос­становить систему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обя­зательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы.

Важным элементом оперативных мер Банка России стало также введение специаль­ных норм регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризи­са к числу проблемных. В число таких мер вошло допущение на период кризиса при­нятия банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.; разрешение при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа, использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г. Ряду коммерческих банков был выдан стабилизационный кредит. В результате Банк России даже на период кри­зиса сохранил за собой возможность контролировать основные параметры деятельно­сти банков, а банки получили возможность нормализовать свои взаимоотношения с клиентами. Срок действия особого режима регулирования был установлен до 1 июля 1999 г.

После 17 августа 1998 г. Банк России предпринял некоторые меры по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных органи­заций в иностранной валюте и предоставил участникам-акционерам право производить оплату увеличения уставного капитала кредитных организаций материальными актива­ми в лице банковских зданий.

Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач.

Главная из них – реструктуризация всей банковской системы. "Реструктуризация банковской системы – по определению председателя Центрального банка РФ В. Геращенко, – это управляемое согласованными мерами Банка России, органов законодательной и испол­нительной власти, действиями собственников, кредиторов, руководства кредитных ор­ганизаций целенаправленное изменение структуры банковской системы с целью уста­новления нормального банковского обслуживания потребностей экономики. Основны­ми задачами реструктуризации банковской системы является сохранение базового ком­плекса банковских услуг во всех регионах Российской Федерации"[10].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Классификационные модели оценки кредитоспособности заемщиков
Среди подходов к оценке кредитоспособности заемщиков можно выделить две группы моделей: 1) Классификационные модели; 2) Модели на основе комплексного анализа. Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятнос ...

Виды страхования по законодательству РФ
На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий. Из пяти имеющихся видов государственных пенсий четыре считаются трудовыми: по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости, за выслугу лет. Есть и социальная пенсия ...

Анализ выполнения пруденциальных нормативов банков второго уровня
Для обеспечения стабильности и надежности банковской системы органы банковского надзора устанавливают для коммерческих банков экономические нормативы, последние в банковской практике Казахстана называются пруденциальными. В состав пруденциальных нормативов входит: - минимальный размер уставного кап ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru