Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка

Банковское дело » Российский рынок корпоративных ценных бумаг » Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка

Страница 1

По итогам первой половины 90-х гг. прогресс России в области нового законодательства и правовых институтов оценивался относительно невысоко - как “некоторый по законодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала от лидеров - стран первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македония, Чехия, Словакия) со “значительным прогрессом по законодательству и институтам”.

К концу 90-х гг. ситуация изменилась довольно существенно. Россия “по степени охвата” своего хозяйственного законодательства фактически вышла в группу лидеров. Гораздо большее отставание сохраняется по показателю “эффективности” хозяйственного законодательства. В итоге по данной классификации Россия занимает промежуточные позиции среди стран с переходной экономикой.[17]

В целом федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. отвечает потребностям современного рынка ценных бумаг. Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценная бумага” - любая ценная бумага, которая отвечает следующим признакам:[18]

· закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;

· размещается выпусками;

· имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

К видам профессиональной деятельности на РЦБ отнесены:

· брокерская (по поручению клиентов);

· дилерская (от своего имени и за свой счет);

· деятельность управляющего по управлению ценными бумагами (доверительное управление ценными бумагами, денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе управления);

· по определению взаимных обязательств (клиринг);

· депозитарная деятельность;

· по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в том числе функции номинального держателя ценных бумаг;

· по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В законе также регулируются вопросы: фондовая биржа, процедуры эмиссии и ее этапы, обращение ценных бумаг, раскрытие информации о ценных бумагах для эмитентов и профессиональных участников, использование служебной информации. Значительная часть закона посвящена регулированию деятельности профессиональных участников РЦБ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников РЦБ.

Вместе с тем, по оценкам, окончательный вариант закона содержат и противоречия. Так, например, ст. 2 закона прямо противоречит статье 25 закона РФ “Об акционерных обществах”. Очевидны те преимущества, которые предъявительские акции дают профессиональным операторам рынка в условиях имеющейся неразвитой инфраструктуры. Вместе с тем следствием этого противоречия может стать волна конфликтов между держателями таких акций и эмитентами в силу возможного аннулирования выпуска акций.

Вместе с тем следует отметить, что в законе практически не реализованы возможности, связанные с применением мер ответственности за нарушение положений, им предусмотренных. Помимо поправок в собственно закон, необходимы поправки в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др. Кроме того, закон требует принятия значительного числа подзаконных актов, которые смогут более полно и с учетом сложившейся практики раскрыть отдельные его положения.

В целом современное состояние правовой базы РЦБ можно охарактеризовать как находящееся на этапе первоначального формирования и требующее дальнейшего совершенствования и развития в целях осуществления и завершения экономических реформ. Разработка и принятие соответствующих нормативных актов должны осуществляться по двум основным направлениям:[19]

- замена ранее принятых нормативных актов на более совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны;

- в новых областях, где требуется законодательно урегулировать те или иные экономические отношения.

На современном этапе развития правовой базы РЦБ требуется новый - системный - подход в разработке и обновлении законодательства и проведение работ по упорядочению состава и систематизации федерального законодательства. Принципиально назрела необходимость уделения особого внимания вопросам обеспечения исполнения требований законодательства и согласования и увязки норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг, с положениями, урегулированными другими отраслями права - административным, гражданским-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным. Такой подход предусматривается, в частности в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996 г. “Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Прогнозирование как основной инструмент поддержки управленческих решений
Финансовое планирование (бюджетирование) является инструментом интеграции отдельных плановых инициатив в рамках единой финансовой модели банка. Цель процесса финансового планирования - обосновать планы развития банка и согласовать цели, определенные для различных перспектив сбалансированной системы ...

Особенности функционирования ЦБ РФ
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. Руководители Центрального Банка Российской Федерации в период с 1990 ...

Депозитная политика АО "Банк ТуранАлем"
В области депозитной политики, АО "Банк ТуранАлем" является одним из лидирующих банков на рынке розничных финансовых услуг. За 11 мес. 2006 года прирост объема срочных депозитов АФ БТА составил 264 695 тыс. долл. США, что составило 16,4% абсолютного прироста рынка. Темп прироста рынка сос ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru