- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:
• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).
В Российской Федерации к основным органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Федеральная служба по финансовым рынкам,
Министерство финансов РФ,
Центральный банк РФ.
Кроме того, к таким органам относятся Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и др.
Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
К направлениям прямого вмешательства относятся:
· законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
· постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);
· меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов
РФ,
Центральным банком РФ и др.).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 № 39), Федеральным законом «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 № 208) и другими приказами, постановлениями, указами и распоряжениями. Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению и другое.
Функции Федеральной службы по финансовым рынкам
обширны. Главными из них являются:
· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
· разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;
· определение обязательных требований к порядку ведения реестра;
· установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
· определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
· контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;
· создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;
· проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.
Еще по теме:
Служба внутреннего контроля в банках
Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах: Открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур; Осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией; Разделение обязаннос ...
Необходимость внедрения новых банковских продуктов и услуг
Финансовый кризис вполне предсказуемо привел к прекращению кредитного розничного бума в России. Резко перестроив предложение в розничном сегменте в сторону депозитов, большинство банков заметно сократили кредитную активность. Снизились сроки кредитования, поднялись ставки для компенсации дополнител ...
Анализ современного положения на ФР в Украине и Крыму
Сегодня украинский фондовый рынок насчитывает более 36 тыс. АО, из них более 12,5 тыс. открытых. (Для Крыма эти данные составляют соответственно более 1150 АО, из них более 500 открытых). Много или мало — это можно сказать, возвратившись к идее ваучерной приватизации, проходившей через создание акц ...