- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:
• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).
В Российской Федерации к основным органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Федеральная служба по финансовым рынкам,
Министерство финансов РФ,
Центральный банк РФ.
Кроме того, к таким органам относятся Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и др.
Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
К направлениям прямого вмешательства относятся:
· законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
· постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);
· меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов
РФ,
Центральным банком РФ и др.).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 № 39), Федеральным законом «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 № 208) и другими приказами, постановлениями, указами и распоряжениями. Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению и другое.
Функции Федеральной службы по финансовым рынкам
обширны. Главными из них являются:
· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
· разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;
· определение обязательных требований к порядку ведения реестра;
· установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
· определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
· контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;
· создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;
· проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.
Еще по теме:
Результаты производственно-финансовой
деятельности предприятия в 2004-2006 гг.
Основные показатели, характеризующие результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, концентрируется в его отчетах о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД), а также в формах №№ 7-АПК и 9-АПК[3]. При подготовке дипломной работы были изучены показатели хозяйства за три года - с 2004 п ...
Перспективы и предложения по развитию интернет-банкинга
Развитие интернет-банкинга сейчас достаточно перспективно. Все большее количество банков начинают внедрять системы, которые позволяют им взаимодействовать с клиентами через Интернет. Так, по мнению специалистов, около половины всех клиентов банков, внедривших подобные системы, могут в дальнейшем ис ...
Договор страхования
Юридической формой, опосредующей взаимоотношения между участниками страхования, является страховой договор, в силу которого одна сторона (страхователь) обязуется уплатить определенный страховой взнос (премию), а другая сторона (страховщик) - при наступлении предусмотренного договором события (страх ...