- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существует три основные модели его регулирования:
• путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
• путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
• через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).
В Российской Федерации к основным органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Федеральная служба по финансовым рынкам,
Министерство финансов РФ,
Центральный банк РФ.
Кроме того, к таким органам относятся Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и др.
Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
К направлениям прямого вмешательства относятся:
· законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
· постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (Правительство РФ);
· меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам, Министерством финансов
РФ,
Центральным банком РФ и др.).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 № 39), Федеральным законом «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 № 208) и другими приказами, постановлениями, указами и распоряжениями. Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению и другое.
Функции Федеральной службы по финансовым рынкам
обширны. Главными из них являются:
· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
· разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;
· определение обязательных требований к порядку ведения реестра;
· установление порядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
· определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
· контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;
· создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;
· проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.
Еще по теме:
Проблемы обязательного медицинского страхования в России ипути их решения
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда – ...
Субъекты договора банковского вклада
Сторонами договора банковского вклада являются банк и вкладчик. Данный договор относится к числу банковских операций и в силу этого предполагает участие на стороне услугодателя специального субъекта. Анализ ст. 834 ГК показывает, что услугодателем выступает не просто кредитная организация, а именно ...
Оценка экономической эффективности использования системы интернет-банкинг
Интернет-банкинг делает услуги банка не только максимально удобными для клиентов, но и экономически эффективными. Начнем с того, что для работы в системе интернет-банкинг не потребуется установка дополнительного программного обеспечения на компьютер. Для пользования системой достаточно иметь компью ...