Оптимальное управление затратами можно определить как выбор таких управляющих параметров, которые обеспечивали бы наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса формирования затрат банка. Такое управление означает, что все рычаги и выбранные банком методы стимулирования отлажены таким образом, что интересы каждого подразделения были бы согласованы со стратегическими целями банка и направлены на выбор оптимальных путей реализации оптимального плана расходования ресурсов. При этом оптимизацией затрат банка будет являться процесс формирования затрат наилучшим для банка образом при заданных критериях, выражающих стратегию развития банка. При этом критерием оптимизации затрат может являться получение:
- наибольших доходов банка при запланированных затратах;
- запланированных доходов банка при наименьших затратах;
- наибольших доходов при наименьших затратах.
Основываясь на том или ином подходе, в качестве основных методов оптимизации затрат банка можно определить следующие:
- планирование затрат;
- управление тарифной политикой;
- прямое сокращение затрат;
- проведение банковского мониторинга;
- оптимизацию налоговой базы путем планирования.
Планирование затрат, как уже отмечалось, является одним из основных методов их оптимизации, поскольку банк имеет возможность определить до начала той или иной операции собственные реальные финансовые возможности, установить лимит затрат на проведение операции и спрогнозировать эффективность этих затрат.
Основными способами оптимизации затрат могут являться:
- обеспечение соответствия общего уровня затрат и конечных финансовых результатов банка, что реализуется в процессе текущего управления штатной численностью персонала;
- повышение удельного веса затрат, формально не связанных с прямой оплатой труда, что способствует минимизации обязательных отчислений в социальные внебюджетные фонды;
- недопустимость экономии на расходах по повышению квалификации и переподготовке персонала.
Следующим методом является простое сокращение затрат, когда руководство банка принимает решение экономить и проводит политику расходования только неминимизируемых статей, нацеленных на поддержание функционирования банка, расходы на аренду, заработную плату, коммунальные платежи. Принятие такого решения не требует от руководства банка привлечения квалифицированных кадров, усовершенствования технологических процессов и на практике является самым дешевым и доступным. При принятии решения об уменьшении расходов, обычно это бывает при реструктуризации в условиях кризиса, банк самостоятельно изыскивает резервы для прямого сокращения затрат. В практике российских банков после кризиса 1998 г. активно стали применяться следующие основные направления прямого сокращения затрат:
- продажа филиалов коммерческого банка;
- продажа активов;
- использование новых информационных технологий;
- сокращение административных расходов, увольнение излишнего персонала, отмена "незарплатных" форм поощрения менеджеров и сотрудников банка;
- отмена выплат дивидендов владельцам банка в течение определенного периода времени (направление прибыли на покрытие убытков прошлых лет);
- устранение расходов, которые не вытекают из договорных обязательств банка и не связаны непосредственно с банковской деятельностью.
Прямое сокращение затрат помогает за короткий срок улучшить финансовое состояние банков и на практике обычно проходит первым этапом в комплексе мероприятий по оптимизации затрат. Оно является необходимым для отсечения непроизводительных неоперационных расходов. В ряде случаев менеджмент банка вынужден осуществить мероприятия, нацеленные на изменение и оптимизацию организационной структуры банка:
- изменение местонахождения;
- объединение филиалов, отделений банка;
- выкуп зданий филиалов в собственность (отказ от аренды);
- улучшение состояния материальной базы филиальной сети (проведение ремонта, увеличение служебных помещений).
Выбор и оценка эффективности выполнения дополнительных мероприятий, проведение которых связано с единовременными затратами, производятся на основе показателя окупаемости, под которой понимается покрытие произведенных расходов дополнительной прибылью за определенный срок. Таким образом, максимально допустимая сумма единовременных затрат, которая может быть направлена на реализацию конкретного проекта, ограничивается сроком окупаемости. На практике обычно устанавливается предельный срок окупаемости на уровне 24 мес. с момента окончания мероприятия. Важнейшим элементом процесса управления затратами является расчет экономического эффекта производимых затрат, расчет величины дополнительной прибыли с помощью формирования дополнительных условий доходов и расходов по объекту (табл. 3.6).
Еще по теме:
Анализ ключевых факторов практической реализации
модели системы оперативного управления финансами
В концепцию развития банка, как правило, включаются: миссия банка, местоположение банка на финансовых рынках, принципы клиентской и кредитной политики, принципы менеджмента, имидж банка. Благополучный банк должен иметь безупречный имидж, стабильные темпы роста, занимать определенную долю на сегмент ...
Экологическое страхование в США
В США, в отличие от стран Западной Европы, система экологического страхования ориентирована не столько на минимизацию экологических рисков и финансирование технических природоохранных мероприятий, сколько на возмещение действительного ущерба, нанесенного предприятием – источником опасности. Кроме т ...
Этапы развития, лицензия, организационная
структура управления
ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» - новое наименование ЗАО «Финансбанк», которое он получил вследствие международных структурных изменений в компании FIBA International Holding. В августе 2006 года FIBA International Holding (владелец ЗАО Финансбанк) реализовал контрольный пакет акций Финансбанк (Турция) На ...