Особого внимания заслуживает работа С.А. Котлярова "Управление затратами"[5], которую автор, один из немногих на сегодняшний день ученых, посвящает специальному исследованию вопросов управления затратами предприятий, достаточно полно рассматривая аспекты исторического развития и становления системы управленческого учета затрат.
Практически все авторы едины в своем подходе в том, что эффективность управления предприятием во многом зависит от оценки его финансового состояния, оценки возможных и целесообразных темпов развития предприятия с позиций их финансового обеспечения. При этом управление затратами может предполагать, с одной стороны, традиционные системы регулирования затратами (cost control system) - комплекс мер по недопущению роста затрат, когда сохраняется статус-кво, при котором предприятие, осуществляя определенные виды деятельности, не пересматривает сложившуюся систему затрат. С другой - всестороннее управление затратами (cost management) предполагает акцентироваться не столько на сдерживании роста, сколько на сокращении затрат.
Понятие "затраты" в банковском деле традиционно увязывается с вопросами формирования себестоимости и цены банковских услуг. Значение данного понятия по своей сути генетически проистекает из общего понимания затрат. Обычно под затратами понимают "потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги"[6]. При этом в финансовом учете термин затраты определяется как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. В управленческом учете этот термин употребляется в зависимости от решения конкретных управленческих задач на предприятии: одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие - для планирования, составления бюджета и контроля.
Сравнительный анализ подходов к определению понятий "затраты", "издержки", "расходы" позволяет сделать вывод, что природа их едина, однако каждое из них имеет собственное экономическое содержание. Так, затраты (запасоемкие и незапасоемкие) являются ресурсами, "уничтожаемыми" в процессе функционирования банка. Запасоемкие затраты банка отражаются на счетах активов банка и снижают капитал банка в размере их износа. Незапасоемкие затраты банка являются его расходами (операционными и неоперационными), отражаются на счетах по учету финансовых результатов и снижают капитал банка в полном объеме затрат. Ожидать от них выгоды за пределами периода их совершения не следует.
Такое деление затрат на запасоемкие затраты и расходы имеет огромное значение для оценки и анализа результатов работы всего банка и его подразделений, а также для определения себестоимости продуктов и услуг. Анализ затрат банка с точки зрения их будущей компенсации, позволяет четко представлять цель использования ресурсов, так как производимые затраты без какой-либо компенсации относятся к потерям и уменьшают капитал банка без надежды на воспроизводство. Если компенсация ниже уровня самих затрат, то разница составляет убытки и сигнализирует о неэффективном использовании ресурсов.
Исследование понятий затрат и деление их на запасоемкие затраты, издержки и расходы, раскрытие их сущности имеют важное для практики значение при определении себестоимости банковских операций, продуктов, услуг, а также при анализе и планировании банковских затрат. Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги[7]. Заметим, однако, что между общим понятием "себестоимость" и "себестоимость банка" есть некоторое различие. Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, дискеты и пр.)[8]. В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Основными формами цены банковских продуктов и услуг являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов (рис. 3.1).
Еще по теме:
Депозитная политика АО "Банк ТуранАлем"
В области депозитной политики, АО "Банк ТуранАлем" является одним из лидирующих банков на рынке розничных финансовых услуг. За 11 мес. 2006 года прирост объема срочных депозитов АФ БТА составил 264 695 тыс. долл. США, что составило 16,4% абсолютного прироста рынка. Темп прироста рынка сос ...
Основные направления совершенствования
процесса страхования государственного имущества
Как было проанализировано во второй главе российский рынок страхования растет активно, и страхование государственного (муниципального) имущества также получило распространение в современной Росси. Но рынок страхования и рынок страхования государственного имущества в частности еще можно сказать в пр ...
Общая характеристика деятельности ОАО Сбербанка России
ОАО Сбербанк России создан 01.01. 2001 г. В его состав вошли территориальные банки Сбербанка, работающие в пяти субъектах федерации — Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Еврейской автономной и Сахалинской областях. Центральный офис банка находится в г. Хабаровске — столице Дальневосточного фе ...