Главная цель надзора за банковской деятельностью - сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в Казахстане в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов. Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны располагать минимальным капиталом на соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования, соблюдать все экономические нормативы и другие требования АФН, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования [4, с.12].
Они также должны иметь соответствующую предполагаемому направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит). Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать надзорному органу обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к данным категориям банковских работников, то АФН не дает согласия на подобные назначения.
Регулирование деятельности банков осуществляется как в отношении отдельного банка, так и на консолидированной основе, т.е. в отношении банковской группы.
В целях осуществления регулирования и надзора за банковской деятельностью Агентство:
1) определяет порядок выдачи и отказа в выдаче разрешения на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга, на создание и приобретение банками дочерней организации, выдает либо отказывает в выдаче указанных разрешений;
2) устанавливает минимальные размеры собственного капитала баггков;
3) устанавливает требования по формированию резервного капитала банков;
4) утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для банковских групп;
5) устанавливает порядок обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов);
6) устанавливает порядок классификации активов и условных обязательств и создания против них провизии. Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных определяется по согласованию с государственным органом, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством;
7) ведет реестр банков и аудиторских организаций, имеющих лицензию на проведение аудита банков;
8) определяет порядок применения и принимает решение о применении к аффилированным лицам банка принудительных мер, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
9) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение о консервации банка и назначает временную администрацию (временного управляющего банком);
10) принимает в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, решение об отзыве лицензии на проведение всех или отдельных операций, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан, и назначает временную администрацию (временного администратора);
11) осуществляет иные функции в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Еще по теме:
Обеспечение исполнения обязательств поручительством
Предоставление кредита под поручительство третьих лиц оформляется договором поручительства. При выдаче кредита под поручительство учитывается платежеспособность Поручителя. Поручителем, как правило, должен быть клиент Банка. Поручитель представляет в Банк (Филиал) дополнительные соглашения по всем ...
Выводы
Анализ финансового состояния кредитной организации является важнейшим источником информации, как для руководящего аппарата организации, так и для внешних пользователей. Главной целью анализа финансового состояния является выявление реального финансового положения кредитной организации, изучение при ...
Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального
страхования в РБ
Социальная защита - это осуществление органами государственной власти и органами местного управления и самоуправления, организациями и общественными объединениями мер экономического, социального и правового характера, направленных на обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения. Д ...