Преобразование Казахской республиканской конторы Госбанка в Национальный Банк Республики Казахстан и становление независимого центрального банка

Банковское дело » Развитие банковской системы Республики Казахстан » Преобразование Казахской республиканской конторы Госбанка в Национальный Банк Республики Казахстан и становление независимого центрального банка

Страница 1

Созданный приказом Государственного банка СССР от 16 октября 1987 года № 177 Казахский Республиканский банк Госбанка СССР не отвечал требованиям нарождающихся рыночных отношений в составе аморфной банковской системы. Казгосбанк СССР не имел ни прав, ни полномочий Центрального банка. Более того, продолжал кредитно-расчетное обслуживание некоторых отраслей народного хозяйства: Министерства внутренних дел, Комитета Госбезопасности, Министерства обороны. Кредитные ресурсы для специализированных банков выделялись из Москвы. Управляемость банковской системы, в целом, в республике была ослаблена. На проводимых совещаниях со специализированными банками принимались решения рекомендательного характера, большинство из которых не выполнялось, если было не в интересах того или иного банка. О каких-либо методологических и надзорных функциях по отношению к другим банкам и речи быть не могло. Все указания и кредитные ресурсы они получали от своих головных московских банков. Кроме того, были не редки случаи, когда спецбанки самовольно выпускали деньги в обращение, используя единую систему МФО (межфилиальные обороты).

Централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки, а порой и своеволие в выдаче кредитов без разрешения, открыло доступ к ним нежизнеспособным убыточным Предприятиям и кооперативам. Получив открытый доступ к кредитам рефинансирования, банки теряли стимул самостоятельно мобилизовать денежные ресурсы, а хозяйственные субъекты использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления товарных ценностей, а не для реконструкции предприятий, повышения качества продукции и инвестиций. В результате структура кредитных вложений постоянно ухудшалась, возрастала доля невозвратных кредитов.

Следует при этом отметить, что структура банковского сектора зеркально отражала ситуацию отношений регион -центр. Союзные министерства предпринимали попытки усиления централизованного управления и не воспринимали объективной необходимости расширения прав и ответственности союзных республик.

В 1992-93 годах, на постсоветском пространстве образовалось несколько эмиссионных центров, которые без взаимного согласования кредитовали экономику своих суверенных государств.

Чтобы как-то сдержать незаконный выпуск денег в обращение, Центральный банк России в 1993 году ввел систему единых централизованных корреспондентских счетов для стран СНГ. С этого счета оплата платежных документов осуществлялась в пределах средств, поступивших на него. С целью сдерживания незаконного выпуска денежной массы в обращение Центрбанк России также максимально ограничивал снабжение бывших республик СССР наличными деньгами.

Сложившаяся обстановка в банковской сфере требовала принятия неотложных мер к выправлению создавшегося положения.

После объявления суверенитета республики, в декабре 1990 года, Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В декабре 1990 года был принят закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», а 13 апреля 1993года принят закон, по которому Казахский Республиканский банк Госбанка СССР, становится Национальным банком Республики Казахстан. Начался процесс основательного формирования национальной нормативной и правовой базы регулирования банковской системы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Финансовая устойчивость и надежность кредитной организации
Проблема оценки надежности банка появилась одновременно с возникновением коммерческих банков и с тех пор привлекает большое внимание. Об этом свидетельствуют периодически публикуемые рейтинги надежности банков, новые методики их составления, а также профессиональные конференции, дискуссии, проводим ...

Участники имущественного страхования
Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: 1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; 2) страховые организации; 3) общества взаимного страхования; 4) страховые агенты; 5) страховые брокеры; 6) страховые актуарии; 7) федеральный орган исполнительной власти, к ко ...

Современные сущность, роль и основные задачи ПФР
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru