- Риск связан с действием, то есть возникает только там, где есть предпринимательская деятельность;
- Риск связан с деятельностью, результат которой одномоментно предугадать сложно, а ее итог носит вероятностный характер, таким образом, риск связан с выбором;
- Последствия риска проявляются в результате, то есть риск — это отклонение от поставленной цели.
Следовательно, неотъемлемыми факторами финансового риска являются неопределенность, вероятность и действие.
Неопределенность является объективной формой существования экономической деятельности. Ее суть проявляется в том, что экономическая деятельность осуществляется в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов, разнообразия способов и вариантов развития экономической системы, многообразия возможных состояний и ситуаций реализации решения. Практически в момент принятия решения невозможно получить полные и точные сведения о вариантах реализации решения, обо всех действующих или потенциально возможных проявлениях внутренних или внешних факторов, оказывающих влияние на результат. Таким образом, существует неустранимая неопределенность, а экономическая деятельность, осуществляемая в таких условиях, всегда связана с возможностью неблагоприятного исхода, т.е. риск никогда не бывает нулевым.
Одним из первых ученых, обративших внимание на проблему неопределенности в рамках современной экономической теории, был американский экономист Фрэнк Найт. В своих работах "Понятие риска и неопределенности" и "Риск, неопределенность и прибыль", опубликованных в 1921 г., он выдвинул следующее положение: "Вся подлинная прибыль связана с неопределенностью". Тем самым Ф. Найт противопоставил свое мнение господствующей в то время экономической теории, в центре внимания которой было принятие решений в условиях абсолютной определенности или с применением установленных законов вероятности.
В то же время Ф. Найт выделяет два вида рисков:
- риски, объективная вероятность которых исчисляема, и которые могут быть застрахованы (такие риски становятся статьей издержек производства, вычитаемой из прибыли);
- риски, объективная вероятность которых неисчислима, или "истинная неопределенность, которая объясняет существование специфического дохода предпринимателей".
Согласно концепции Ф. Найта риск — это измеряемая неопределенность. Предприниматель может "предвидеть" или "угадать" некоторые основные параметры (результаты, условия) своего дела в будущем. Неопределенность связана с отсутствием какого-либо способа формирования соответствующего распределения вероятностей и поддается объективному или субъективному измерению.
Джон Мейнард Кейнс следующим образом сформулировал свои взгляды на понятие неопределенность: "Под неопределенным знанием . я не подразумеваю просто различие между тем, что достоверно известно, и тем, что только вероятно. В этом смысле игра в рулетку не имеет отношения к тому, что я называю неопределенным . Я использую это понятие в том смысле, в каком неопределенны перспективы новой европейской войны, или цены на медь, или ставки процента через двадцать лет, или устаревания новых изобретений . В подобных случаях вообще нет никаких научных предпосылок для вычисления какой-либо вероятности. Мы просто не знаем".
Еще по теме:
Приемы анализа и оценки
кредитоспособности заемщика
Цели и задачи оценки кредитоспособности ссудозаемщиков заключаются в определении их возможностей своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя. Кроме того, выявляется размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятел ...
Понятие кредитоспособности, цели и задачи оценки
кредитоспособности
Кредитование является наиболее распространенным инструментом платного размещения банковских ресурсов. Дихотомия активных операций банка, в том числе и кредитования, заключается в поиске оптимального соотношения риска и доходности. В этой связи одним из важнейших направлений работы коммерческого бан ...
Процесс разработки новых банковских продуктов
1. Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей внедрения новых банковских продуктов [35]. Приступим к рассмотрению задач разработки новых продуктов/услуг в двух банках, один из которых - небольшой многопрофильный банк (далее - банк А), другой - крупный розничный банк (далее - банк Б). Итак, ...