Предложения по государственному регулированию страхования государственного имущества

Банковское дело » Система страхования государственного и муниципального имущества » Предложения по государственному регулированию страхования государственного имущества

Страница 3

недопущение получения страховщиком, включая и аффилированные структуры с ним, страховой премии в определенном секторе страхового бизнеса более 30% (или иного уровня) страховой премии;

недопущение приобретения одним лицом более, чем установленного максимума акций (по стоимости) страховой организации;

недопущение юридической монополии какого-либо страховщика на проведение какого-либо вида страхования.

Применяемые меры имеют крайне широкий спектр, начиная от согласования, например, условий деятельности страховых пулов с соответствующими органами (полномочия по осуществлению антимонопольного законодательства в различных странах исполняют различные организации, от специально учрежденных органов до отделов в Министерстве экономики или Министерстве финансов) до штрафов и принудительного прекращения продажи полисов определенного вида страхования, а также продажи части акций страховых организаций или отдельных страховых организаций, входящих в юридически зависимые финансовые или страховые группы.

Государственное право устанавливает основополагающие элементы организации страхового надзора в Российской Федерации, в частности, что регулирование и надзор за деятельностью страховых организаций осуществляются на основании федерального законодательства России, а также определяет место органа страхового надзора в системе органов государственной исполнительной власти, принципы организации его деятельности, самостоятельности в осуществлении надзорных функций, подотчетности и источники финансирования.

С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:

стабильность системы органов надзора;

стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;

соответствие функций, структуры, в том числе и территориальной, и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;

обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти в целях совершенствования законодательства и, при необходимости, применения к страховым организациям санкций иных, чем предусмотрено страховым законодательством;

неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

Начиная с 1992 г., название, функции федерального органа по надзору за страховой деятельностью, его юридический статус, подчиненность, система финансирования изменялись четыре раза, что, в конечном счете, привело к ослаблению контрольного органа, неэффективности исполнения им надзорных функций и его изоляции от международных органов надзора как в рамках стран СНГ, так и всего международного сообщества.

Сложившееся положение может быть поправлено исключительно принятием федерального закона о страховом надзоре, устанавливающего его юридический статус, структуру, функции, источники финансирования, закрепляющего основные положения осуществления предварительного, текущего и последующего контроля, систему санкций и мер, применяемых к страховым организациям.

Такие законы специального действия или соответствующие разделы в других общих законах приняты практически во всех странах ЕС.

В Российской Федерации современная система надзора за страховой деятельностью опирается на Департамент страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Помимо лицензирования страховой деятельности и последующего контроля за деятельностью страховщиков он готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, законов и законодательных актов, влияющих на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. Страховой надзор лишен самостоятельности в принятии решений и как структурное подразделение Министерства финансов может лишь готовить такие решения для их последующего принятия официальными лицами Министерства финансов. Такая процедура снижает оперативность и эффективность надзора, делает его еще более формальным и бюрократическим. Кроме того, финансирование деятельности надзора, регулирование численности персонала, определение задач, стоящих перед страховым надзором, также отнесены к компетенции Министерства финансов, что вносит противоречивость в осуществление надзора (известно, что одна из функций Минфина - регулирование налогообложения субъектов хозяйствования и граждан, что не может не находиться в противоречии с функцией надзора по контролю за формированием в достаточном размере страховых резервов страховщиками).

Еще более острыми представляются в рамках такой структуры организации страхового надзора проблемы деятельности территориальных инспекций надзора, которые функционируют параллельно с финансовыми органами Министерства финансов на местах (действительно, отдел Министерства финансов не может иметь дублирующую его структуру территориальных отделений). Одновременно с определением их статуса необходимо также серьезное финансовое, материальное укрепление их положения и одновременно с повышением квалификации передача им некоторых контрольных функций (например, осуществления текущих проверок деятельности страховщиков).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Реорганизация кредитной системы Р.Ф. в XX веке
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по ка ...

Корпоративные карты
Что такое корпоративная карта? Корпоративная карта Банка24.ру – это современный инструмент, который позволяет руководителю держать руку на пульсе финансов своей компании – контролировать и лимитировать расходы. Это уникальная возможность упростить процедуру оплаты командировочных, представительских ...

Кредитные операции банка, их сущность и значение
Важной характеристикой экономически развитого общества является наличие эффективной системы кредитования, во многом определяющей уровень потребления. Еще в начале XIX в. граф Н. С. Мордвинов, будучи учеником Адама Смита в политической экономии, в своей работе "Рассуждения о пользах могущих пос ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru