недопущение получения страховщиком, включая и аффилированные структуры с ним, страховой премии в определенном секторе страхового бизнеса более 30% (или иного уровня) страховой премии;
недопущение приобретения одним лицом более, чем установленного максимума акций (по стоимости) страховой организации;
недопущение юридической монополии какого-либо страховщика на проведение какого-либо вида страхования.
Применяемые меры имеют крайне широкий спектр, начиная от согласования, например, условий деятельности страховых пулов с соответствующими органами (полномочия по осуществлению антимонопольного законодательства в различных странах исполняют различные организации, от специально учрежденных органов до отделов в Министерстве экономики или Министерстве финансов) до штрафов и принудительного прекращения продажи полисов определенного вида страхования, а также продажи части акций страховых организаций или отдельных страховых организаций, входящих в юридически зависимые финансовые или страховые группы.
Государственное право устанавливает основополагающие элементы организации страхового надзора в Российской Федерации, в частности, что регулирование и надзор за деятельностью страховых организаций осуществляются на основании федерального законодательства России, а также определяет место органа страхового надзора в системе органов государственной исполнительной власти, принципы организации его деятельности, самостоятельности в осуществлении надзорных функций, подотчетности и источники финансирования.
С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:
стабильность системы органов надзора;
стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;
соответствие функций, структуры, в том числе и территориальной, и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;
обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти в целях совершенствования законодательства и, при необходимости, применения к страховым организациям санкций иных, чем предусмотрено страховым законодательством;
неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.
Начиная с 1992 г., название, функции федерального органа по надзору за страховой деятельностью, его юридический статус, подчиненность, система финансирования изменялись четыре раза, что, в конечном счете, привело к ослаблению контрольного органа, неэффективности исполнения им надзорных функций и его изоляции от международных органов надзора как в рамках стран СНГ, так и всего международного сообщества.
Сложившееся положение может быть поправлено исключительно принятием федерального закона о страховом надзоре, устанавливающего его юридический статус, структуру, функции, источники финансирования, закрепляющего основные положения осуществления предварительного, текущего и последующего контроля, систему санкций и мер, применяемых к страховым организациям.
Такие законы специального действия или соответствующие разделы в других общих законах приняты практически во всех странах ЕС.
В Российской Федерации современная система надзора за страховой деятельностью опирается на Департамент страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Помимо лицензирования страховой деятельности и последующего контроля за деятельностью страховщиков он готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, законов и законодательных актов, влияющих на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. Страховой надзор лишен самостоятельности в принятии решений и как структурное подразделение Министерства финансов может лишь готовить такие решения для их последующего принятия официальными лицами Министерства финансов. Такая процедура снижает оперативность и эффективность надзора, делает его еще более формальным и бюрократическим. Кроме того, финансирование деятельности надзора, регулирование численности персонала, определение задач, стоящих перед страховым надзором, также отнесены к компетенции Министерства финансов, что вносит противоречивость в осуществление надзора (известно, что одна из функций Минфина - регулирование налогообложения субъектов хозяйствования и граждан, что не может не находиться в противоречии с функцией надзора по контролю за формированием в достаточном размере страховых резервов страховщиками).
Еще более острыми представляются в рамках такой структуры организации страхового надзора проблемы деятельности территориальных инспекций надзора, которые функционируют параллельно с финансовыми органами Министерства финансов на местах (действительно, отдел Министерства финансов не может иметь дублирующую его структуру территориальных отделений). Одновременно с определением их статуса необходимо также серьезное финансовое, материальное укрепление их положения и одновременно с повышением квалификации передача им некоторых контрольных функций (например, осуществления текущих проверок деятельности страховщиков).
Еще по теме:
Необходимость создания и развития интернет-банкинга
Впервые банк, обслуживающий клиентов через Интернет, появился в 1995 г. Им был Security First Network Bank. Основателем виртуального банкинга в России следует считать «Автобанк», который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится н ...
Социально-экономические и правовые аспекты
безопасности труда в АКБ «Аркада»
Краткая характеристика объекта: Реквизиты организации: Акционерный коммерческий банк „Аркада”; Адрес головного офиса: г. Киев, ул. Суворова 4/6 Адрес Севастопольского отделения АКБ «Аркада»: ул.Б.Морская,41 Общая площадь помещений 1215 кв. м., общий объем помещений 3431 куб. м., площадь автопарково ...
Особенности расчетов платежными картами в Европейских странах
В Европе развиты как национальные, так и международные платежные системы, при этом внедрение платежных карт происходило как замещение чековой системы с акцентом на дебетовые схемы. Платежные системы на основе банковских карт в Еврозоне. В 2008 году в ЕС использовалось более 350 млн. карт, количеств ...