Организационно-правовые и национальные особенности Центральных банков

Банковское дело » Кредитная система » Организационно-правовые и национальные особенности Центральных банков

Страница 3

. Деятельность Банка Японии определена законом 1942 г., ко­торый в 1979 г. был несколько модернизирован.

Основной капитал Банка Японии лишь на 55% принадлежит государству, а 45% — частным акционерам (финансовым инсти­тутам, страховым компаниям и частным лицам).

Как видим, организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:

1) государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит госу­дарству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

2) акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков—членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

3) смешанные: в Японии (55% — в собственности государства и 45% — частных лиц) и в Швейцарии (57% — в собственности кантонов и 43% — частных лиц).

Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в эко­номике страны, которое в значительной степени зависит от на­циональных традиций и особенностей развития банковской сис­темы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капи­тал федеральных резервных банков принадлежит банкам-членам ФРС, а в ФРГ — государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа — страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается Советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о на­учении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулируют основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению по­купательной силы денег.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

История возникновения договора банковского вклада
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК) определяет договор банковского вклада (депозита) как такой договор, по которому одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму ...

Регрессные требования гаранта к принципалу
Как отмечалось выше, после совершения платежа по гарантии у банка возникает право предъявления принципалу регрессного требования. Получение возмещения осуществляется в соответствии с условиями договора о предоставлении банковской гарантии, заключенного между банком-гарантом и принципалом. Здесь еще ...

Методы оценки кредитоспособности заемщиков банка
Деятельность банка базируется на взвешенной кредитной политике, основой которой является всесторонний анализ информации о заемщике, понимание его проблем, интересов и целей финансовой деятельности. Результатом такой политики является качество кредитного портфеля, где 99,9 % составляет задолженность ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru