Понятие, виды и классификация банковских карт

Банковское дело » Правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт » Понятие, виды и классификация банковских карт

Страница 3

В-третьих, договор банковского счета (договор банковского вклада) для совершения операций с использованием предоплаченной карты не заключается.

Денежные средства, поступающие в кредитную организацию от юридического лица, индивидуального предпринимателя при возврате платежа (за возвращенный товар, отказ от работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), совершенного с использованием предоплаченной карты, увеличивают размер обязательства кредитной организации по той же предоплаченной карте, с использованием которой был совершен указанный платеж, в пределах ее лимита, если договором между держателем – физическим лицом и кредитной организацией – эмитентом не предусмотрен иной порядок выплаты возвращаемого платежа[41].

Аналогами банковских предоплаченных карт являются всевозможные скрэтч-карты сотовых операторов, Интернет провайдеров или даже проездные билеты в метро. По предоплаченной карте клиент вносит деньги в счет будущей оплаты товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)[42].

Согласно данным Центрального Банка Российской Федерации, на 1 января 2012 года подавляющее большинство банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями – 73,9% являются расчетными. При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе, незначительно, большинство карт – это карты, выданные в рамках «зарплатных проектов».

Доля кредитных карт в общем количестве эмитированных карт – 7,5%. Возрастная категория держателей кредитных карт – это граждане в возрасте от 25 до 44 лет.

Эмиссия предоплаченных карт составляет 18,6%.[43] Сегмент их использования – оплата мобильной связи, товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.

Также существуют и иные классификации банковских карт. Так, в зависимости от сферы действия обслуживающей банковскую карту платежной системы можно выделить банковские карты международных и российских платежных систем.

Из международных систем в России активно работают MasterCard WorldWide, Visa International, Diners Club и American Express. При этом MasterCard и Visa являются лидерами рынка, предлагают сходную и достаточно широкую линейку продуктов. На частый вопрос клиентов, «какую же карту лучше выбрать MasterCard или Visa, какие у них отличия и особенности?» сотрудник банка может с некоторым основанием ответить, что эти системы практически идентичны и отличий у карт этих систем не больше, чем отличий у напитков Coca-Cola и Pepsi-Cola (хотя, конечно, представители этих систем будут категорически не согласны с таким ответом). В свою очередь продукты систем Diners Club и American Express относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и соответственно высокой стоимостью обслуживания.

Из национальных платежных систем можно выделить «Золотую Корону» (создана летом 1994 года рядом отечественных банков), «Сберкарт» (учреждена Сбербанком России в 1993 году) и «Юнион Кард» с NCC (учреждена в 1993 году «Автобанком» и «Инкомбанком»), как лидеров. Остальные системы «Аccord» (учреждена в 1995 году банком ОАО «УРАЛСИБ»), «Волга», MAXIMA, «МИРКАРТ», «Новгородская монета», «Радуга» достаточно замкнуты на банки их создавшие. Карты всех этих систем имеют преимущественное «хождение» по территории России и практически не имеют точек приема за рубежом. При этом данные системы имеют определенное конкурентное преимущество перед международными платежными системами – более низкая стоимость каждой операции, а также большая адаптированность к российским реалиям и большая функциональность на локальном рынке. Особняком стоит специализированная система «Таможенная карта», картами которой можно оплатить только таможенные платежи, но в своей нише эта система является лидером[44].

Актуальной представляется классификация банковских карт в зависимости от способа записи и хранения информации на банковской карте. По этому критерию выделяют банковские карты с магнитной полосой, которые хранят информацию на магнитном носителе и «смарт-карты», то есть карты с интегральной схемой, содержащие микропроцессор, способные производить вычисления. Поскольку смарт-карты обладают большей гибкостью, чем карты с магнитной полосой, в будущем может быть разработан и другой метод использования этих карт.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Организация работы внутреннего структурного подразделения кредитной организации
Руководитель кредитной организации определяет режим работы внутреннего структурного подразделения и порядок передачи информации о совершенных внутренним структурным подразделением операциях. Кассовые операции во внутреннем структурном подразделении могут осуществляться одним или несколькими кассовы ...

Анализ информации о заемщике и оценка его кредитоспособности
В процессе анализа финансового положения можно выделить следующие основные этапы: Внешняя оценка надежности информации, представленной заемщиком для получения кредита, производится путем сравнительного анализа данных финансовой отчетности и расшифровок статей баланса с данными, полученными из допол ...

Цели и задачи анализа кредитоспособности заемщика. Методы оценки кредитоспособности заемщика
В условиях рыночной экономики целью коммерческих банков, как и других коммерческих организаций, является получение прибыли. Именно кредитование, особенно начинающего развиваться реального сектора экономики, становится для банков одним из наиболее прибыльных направлений получения доходов. Однако при ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru