Основы правового регулирования операций с использованием платежных банковских карт

Банковское дело » Правовое регулирование безналичных расчетов с использованием банковских карт » Основы правового регулирования операций с использованием платежных банковских карт

Страница 3

Закон № 162-ФЗ в связи с принятием Закона № 161-ФЗ вносит изменения более чем в 20 федеральных законов[17]. На стадии рассмотрения законопроекта предполагалось, что основная часть изменений затронет главу 46 ГК РФ, посвященную расчетам. Однако при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации данные поправки в ГК РФ были отклонены.

В Законе о Банках понятие «расчеты» как банковская операция было заменено термином «перевод денежных средств». Из текста Закона о Банках была исключена ст. 13.1, регулирующая осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем.

Существенно изменен Закон о ЦБ РФ. В частности, он дополнен подробными нормами, описывающими полномочия Банка России в качестве оператора НПС и органа, осуществляющего надзор в сфере НПС.

Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации[18], а также в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[19] предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[20] дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией – участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона № 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[21] введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента – физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[22] (далее КоАП РФ) введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона № 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500000 рублей (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»[23]. Закон № 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента – физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с Законом № 161-ФЗ.

Следует отметить, Закон № 161-ФЗ не предусматривает создание новой национальной системы платежных карт. До принятия этого Закона Правительством Российской Федерации при активном участии Ассоциации российских банков (далее – АРБ) был подготовлен законопроект. АРБ предлагала главу пятую законопроекта посвятить Национальной системе платежных карт (НСПК) «Российские платежные карты», которая должна стать основой для обеспечения общенациональной доступности розничных платежных услуг, совместимости различных инфраструктур, развития конкуренции на рынке розничных платежей и построения интегрированной розничной платежной инфраструктуры[24].

Таким образом, законодательное закрепление расчетов с использованием банковских карт видится неотложной задачей. Возможно, она будет решена в ближайшее время, ибо данные вопросы нашли свое отражение в Концепции развития гражданского законодательства, где предлагается для урегулирования отношений между банками и клиентами – держателями платежных карт введение в законодательство норм двоякого рода: с одной стороны, предоставление адекватной защиты интересов держателей платежных карт, с другой – установление правил, адаптирующих правовой режим договора банковского счета к технологическим особенностям операций с платежными картами[25].

В настоящее время основным и практически единственным нормативным правовым актом, устанавливающим правовой режим банковских карт и порядок совершения операций с их использованием, является Положение Банка России № 266-П[26].

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Направления развития депозитного рынка республики
Наличие множества форм сбережений позволяет владельцу накоплений выбрать наиболее приемлемый для себя способ, который бы отвечал трем основным критериям: ликвидности, безопасности и норме дохода. Населением они воспринимаются следующим образом. Ликвидность представляет собой легкость, с которой мож ...

Механизм регулирования
Стратегия и тактика фондовой политики фиксируются в нормативно-правовых и методических документах. Законодательное регулирование фондового рынка России - это многоуровневая структура, в основу которой положены конституционные принципы. Законодательное регулирование отношений и деятельности на фондо ...

Коммерческие банки на финансовых рынках
Вложения в ценные бумаги. По состоянию на 01.06.06 в долговые ценные бумаги кредитными организациями было вложено 1257 млрд руб. В связи с падением доходности государственных ценных бумаг они утратили свою колоссальную привлекательность для коммерческих банков, которой обладали до 1998 г. Тем не ме ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.stablebank.ru