Перед тем, как отнести финансовое положение заемщика к одной из трех категорий необходимо выявить наличие следующих объективных обстоятельств, при которых финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее:
1) Наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств в отношении заемщика - юридического лица
- наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика;
- наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами, наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате;
- наличие информации о несоблюдении заемщиком - кредитной организацией норматива достаточности капитала (HI) и (или) применении Банком России к заемщику - кредитной организации принудительных мер воздействия в соответствии с пунктом 10.4 Инструкции Банка России от «16» января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2004 г., № 5529 («Вестник Банка России» от 11 февраля 2004 г. № 11) за несоблюдение норматива достаточности капитала (HI);
- наличие у заемщика скрытых потерь (например: неликвидных запасов готовой продукции, и (или) требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов (собственных средств (капитала));
- случай (случаи) неисполнения в течение последнего года заемщиком обязательств по иным договорам с Банком, либо прекращение заемщиком обязательств по иным договорам с Банком предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более;
- не предусмотренная планом развития заемщика (бизнес-планом), согласованным с Банком, убыточная деятельность заемщика, приведшая к существенному (25% и более) снижению его чистых активов (для кредитных организаций - собственных средств (капитала)) по сравнению с их максимально достигнутым уровнем.
В случае выявления вышеуказанных обстоятельств, а также соотнесения рейтинга делового риска и рейтинга финансового риска к трактуемому финансовому положению, необходимо по совокупности всех обстоятельств определить общее финансовое положение заемщика.
После выдачи ссуды банк должен проводить активную работу по наблюдению за исполнением заемщиком условий договора: контролировать целевое использование ссуды; оценивать финансовое состояние заемщика и его кредитоспособность; ежеквартально или даже ежемесячно (по кредитам повышенного риска) проверять сохранность заложенного имущества, соблюдать залоговую маржу; следить за своевременным поступлением процентов по ссуде и платежей заемщика в соответствии с графиком погашения ссуды; ежемесячно корректировать в случае необходимости резерв на возможные потери по ссудам при изменении качества обеспечения и степени риска ссуды; вести деловую переписку с клиентом, если потребуется, и деловые встречи; регулярно анализировать ссудный портфель.
Таким образом, одной из важных задач, решаемых в рамках кредитной политики банка, является необходимость разработки системы оценки кредитоспособности заемщика и риска выдачи ему кредита. Именно анализ различных аспектов состояния заемщика, его мониторинг в течение всего срока действия кредитного договора, представленный в виде определенной системы, способен показать возможность заемщика получить кредит и своевременно в полном объеме рассчитаться по нему.
Данные рекомендации позволят ОАО «МДМ Банку» минимизировать риски и, тем самым снизить вероятность возникновения проблемной дебиторской задолженности.
Еще по теме:
Предложения по государственному регулированию
страхования государственного имущества
В целях повышения эффективности финансового надзора, необходимо использование, принятой в ряде стран (США, Германия), системы "раннего предупреждения" финансовых проблем в страховых организациях, основанных на использовании индексов соотношений между темпами роста поступлений страховых пр ...
Обеспечение возврата вклада
Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее ФЗ № 177). Ее основная задача — ...
Порядок извещения налоговых и других органов об
открытии счетов клиенту
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии ( ...