В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится какого-либо определения кредитоспособности. Это создает трудности при использовании данного термина, столь важного в условиях рыночной экономики.
На сегодняшний день специалисты коммерческих банков России опробовали множество методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.
Для оценки кредитоспособности физических лиц банками используются следующие методики: скоринговые модели; методика определения платежеспособности; андеррайтинг.
Главной особенностью корпоративного кредита является то, что решение о предоставлении кредита заемщику - физическому лицу принимается на основе анализа кредитоспособности предприятия-поручителя. Поэтому необходимо было рассмотреть существующие методики определения кредитоспособности заемщика - юридического лица.
Если заемщиком выступают юридические лица, то для определения их кредитоспособности проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков, что необходимо для выявления возможности, его размера и условий.
Существует множество различных методик оценки кредитоспособности. В первой главе были рассмотрены лишь некоторые из них: комплексный финансовый анализ; модель Альтмана; рейтинговый метод. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки.
Проблема выбора системы показателей для оценки способности заёмщика исполнить свои обязательства является наиболее актуальной и сложной на нынешнем этапе развития банковской системы России.
Во второй главе была рассмотрена методика оценки кредитоспособности заемщика, применяемая МКБ, в том числе, и на конкретном предприятии ООО "АННА".
По данным анализа было выявлено, что предприятие по основным показателям баланса развивается стабильно и самостоятельно. Резкий рост чистой прибыли за 3-йквартал обусловлен увеличением объемов продаж с участием кредитных ресурсов МБК. Предприятие стало активно привлекать заемные средства, произошло снижение запасов товаров в магазинах. Однако, рейтинговая оценка предприятия, основанная на коэффициентах финансовой деятельности, возросла с 55 до 88.
Таким образом, на основании вышеизложенного было принято объективно правильное положительное решение о кредитовании ООО "АННА".
В третьей главе была предложена методика определения наилучшей (оптимальной) стратегии заключения сделок, обеспечивающей максимальный рост прибыли за счет правильного выбора из всех потенциально возможных сделок их отдельного наилучшего (по показателям прибыли и надежности) множества, что позволит МКБ отбирать и заключать договоры с кредитоспособными заемщиками. Введение данной программы позволит получить экономию 2,5 часа и экономию стоимости затраченного времени 121,87 руб. на обработке каждого клиента.
Еще по теме:
Порядок ведения учета кредитов и займов
Правовые основы кредитных операций установлены гл. 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса РФ [1]. Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентов, а также бухгалтерского учета кредитных операций установлен Положением Банка России от 31.08.1 ...
Перевыпуск банковских
карт
Подготовка к планового перевыпуску: УБК до 10 числа месяца, предшествующего перевыпуску, высылает в СБК следующие файлы: - список карт, подлежащих перевыпуску в месяце; - список карт, подлежащих перевыпуску, по счетам которых не совершалось операций в течение 6 предшествующих месяцев. СБК, руководс ...
Цели, принципы и задачи
государственного регулирования и надзора банковской деятельности
Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержани ...