В процессе организации работы по кредитованию юридических лиц, как правило, принимает участие не только кредитное подразделение, но и другие службы: юридическое подразделение; подразделение, отвечающее за безопасность; подразделение, осуществляющее оперативный учет кредитных операций; подразделение, проводящее расчетно-кассовое обслуживание; при необходимости другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.). При обращении заемщика в банк сотрудник кредитного подразделения принимает и собирает все необходимые документы. В перечень основных документов, поступающих в банк от потенциального заемщика, входят:
1) кредитная заявка;
2) нотариально заверенные копии учредительных документов;
3) финансовые отчеты (бухгалтерский баланс и отчет о прибыляхи убытках);
4) отчет о движении кассовых поступлений;
5) внутренние финансовые отчеты;
6) данные внутреннего оперативного учета;
7) прогнозные финансовые отчеты;
8) бизнес-план;
9) хозяйственные договоры, являющиеся основой для заключения кредитной сделки;
10) сведения о кредитах, полученных в других банках;
11) сведения о конъюнктуре рынка и основных конкурентах;
12) информация об аффилированных лицах;
13) налоговые декларации.
После приема документов от заемщика кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и рассматривает остальной пакет документов для предварительного определения основных условий кредитования, суммы и срока кредита, обеспечения по кредиту[10]. Одной из важнейших целей создания кредитной заявки является более наглядное представление информации о заемщике для членов Кредитного комитета. Привлекательность кредитной заявки для банка состоит в способности заемщика выполнять в будущем условия кредитного договора. А для кредитного работника банка важно количественно оценить эту привлекательность, чтобы классифицировать все множество поступающих кредитных заявок.
Показатели, характеризующие рейтинг кредитной заявки, должны соответствовать следующим условиям:
- простота интерпретации значений показателей кредитной заявки;
- возможность присвоения показателям количественных значений по разработанной балльной системе;
- объективность оценки показателей вне зависимости от субъективного мнения лица, анализирующего заявку;
- достоверность получаемой при анализе информации;
- отсутствие какого-либо дублирования данных, содержащихся в заявке;
- достаточный уровень ценности и информативности для пользователей полученного интегрального значения[11].
В кредитной заявке содержатся две группы показателей: внешние и внутренние. Внешние описывают зависимость будущего проекта от влияния извне, а внутренние – от факторов, действующих внутри организации. Среди внешних показателей, характеризующих успех реализации проекта, выделяют те, на которые влияют такие факторы, как налоговые реформы, денежно-кредитная политика, реформирование таможенного законодательства и валютные риски. К внутренним показателям, характеризующим проект, относятся: конкурентоспособность продукции, кредитная история и деловая репутация заемщика, прогнозные показатели объемов производства и продаж, обеспечение кредита, период окупаемости проекта, финансовое состояние заемщика, источники погашения кредита и процентов по нему и т.д. Учет всех перечисленных факторов позволяет банку сформировать надежный кредитный портфель[12].
Для объективной оценки достоверности представленной информации кредитному инспектору целесообразно запросить у потенциального заемщика независимое аудиторское заключение (выданное аудиторской фирмой с безупречной репутацией) по итогам отчетных периодов, по которым представлены финансовые отчеты. При анализе учредительных документов инспектор устанавливает круг лиц, имеющих полномочия подписывать кредитный договор, изучает договор обеспечения и представленную финансовую отчетность. Представленные организацией-заемщиком налоговые декларации должны содержать отметки налоговых органов о сдаче этих деклараций в предусмотренные законодательством сроки. Кроме того, кредитный инспектор должен проверить комплектность документов, необходимых для выдачи кредита, и в случае необходимости затребовать недостающие или дополнительные документы.
Еще по теме:
Проблемы и перспективы развития страхования в современных условиях
Страховой рынок в настоящее время характеризуется высокой концентрацией. По состоянию на 1 января 2008 г. на 15 крупнейших страховых групп приходится 53,7% объема страхового рынка, в то время как на 1 января 2005 г. более половины объема рынка страховых услуг контролировалось 16 страховыми группами ...
Операции
центральных банков
Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции— пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными — операции по размещению банковских ресурсов. К пассивным операциям центральных банков относятся: - эмиссия банкнот ...
Анализ финансового состояния ОАО «Ханты-Мансийский банк» на основе методики
Центрального банка России
Рассматриваемый период информации включает в себя промежуток времени с 1 июля 2008 г. до 1 июля 2009 г. Известно, что осенью 2008 г. в мировой экономике начался финансовый кризис, отразившийся и на финансовых рынках России, особенно на рынке кредита, в банковском секторе. Поэтому использование для ...