Таким образом, на протяжении исследуемого периода наблюдается сокращение в структуре кредитного портфеля физических лиц и индивидуальных предпринимателей ссуд III и IV категории качества. При этом удельный вес ссуд I категории качества возрос за три года с 60,6% до 65,9 %, что свидетельствует о повышении качества кредитного портфеля банка.
В ОАО Сбербанк России действует внутренне «Положение об организации управления кредитными рисками»
Управление риском кредитного портфеля ОАО Сбербанк России основываться на следующих принципах:
- комплексный характер оценки – охватывает все стороны кредитной банковской деятельности, с целью установления истинного уровня кредитного риска Банка и выработки необходимых мер по его регулированию;
- системность экономических и неэкономических показателей кредитоспособности заемщика, определяющих степень риска. При комплексной оценке риска кредитного портфеля необходимо комбинировать финансовые показатели анализа кредитоспособности заемщика с информацией полученной во время индивидуальной беседы с потенциальным заемщиком;
- принцип динамизма оценки факторов риска в предшествующих периодах и прогнозирование их влияния на перспективу, адекватность реакции. Суть данного принципа сводится к тому, что Банк должен быстро реагировать на внешние и внутренние изменения, которые выражаются в увеличении риска кредитного портфеля, и вовремя применить необходимые методы его регулирования;
- оценка риска кредитного портфеля Банка должна быть объективной, конкретной и точной, т.е. базироваться на достоверной информации, а выводы и рекомендации по повышению качества кредитного портфеля должны обосновываться точными аналитическими расчетами.
Эффективность управления кредитным риском Банка достигается на основе системного, комплексного подхода, который подразумевает решение следующих задач:
- получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размере кредитного риска;
- качественная и количественная оценка (измерение) кредитного риска;
- установление взаимосвязей между отдельными видами рисков с целью оценки мероприятий, планируемых для ограничения воздействия одного вида риска на рост или уменьшение уровня других рисков;
- создание системы управления кредитным риском на стадии возникновения негативной тенденции, а также системы быстрого и адекватного реагирования, направленной на предотвращение достижения кредитным риском критически значительных для Банка размеров (минимизацию риска).
В ОАО Сбербанк России разработана и внедрена информационная система для сбора и анализа информации о состоянии кредитного риска.
Информационная система о состоянии кредитного риска является частью информационной банковской системы «Мониторинг банковских рисков», на основании которой осуществляется оценка, управление и мониторинг банковских рисков, присущих деятельности банка, на консолидированной основе.
Основными задачами информационной системы являются: обеспечение органов управления и руководителей структурных подразделений объемом информации, достаточным для принятия соответствующих управленческих решений; формирование достоверной отчетности.
Управление кредитным риском состоит из следующих этапов: оценка кредитного риска; мониторинг кредитного риска; регулирование кредитного риска.
Цели и задачи управления кредитным риском достигаются при соблюдении определенных принципов следующими методами:
- система пограничных значений (лимитов);
- система полномочий и принятия решений;
- информационная система;
- система мониторинга;
- система контроля.[37]
Таким образом, анализ кредитных рисков в ОАО Сбербанк России показал, что удельный вес кредитов всех групп риска увеличивается. Увеличение связано с тем, что ряд кредитов прошлых лет в силу просрочки исполнения обязательств переходит из одной группы риска в другую.
На эффективность кредитования в ОАО Сбербанк России оказывают влияние следующие факторы:
1. Наличие достаточных «длинных» ресурсов для осуществления долгосрочных вложений (применительно к проектному кредитованию). Сбербанк стал более активно работать с длинными вкладами. Короткие деньги большинством банков сегодня маловостребованы, и процентной политикой Банк стимулирует длинные сроки хранения. При этом самые высокие проценты начисляются по вкладам, куда деньги можно довкладывать, а забирать досрочно только с потерей процентов. По состоянию на 01.01.2011 отмечен значительный рост привлеченных средств клиентов – более 504 287 тыс. рублей. Остаток средств клиентов увеличился с начала 2011 года на 53 539 тыс. рублей или на 11,8%, при этом доля вкладов физических лиц составила 65,26%. Также можно отметить, что прирост вкладов физических лиц в 2011 году составил 9,3%.
Еще по теме:
Анализ и оценка портфеля кредитов индивидуальных предпринимателей
и физических лиц
Приоритетным направлением в анализе банковской деятельности является анализ его кредитного портфеля. Он должен отражать эффективность кредитной политики и работы банка. Результаты анализа позволяют принимать управленческие решения об изменении направлений и методов кредитования. Анализ фактически п ...
Кредитные операции
После краха рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. среди вложений российских коммерческих банков ведущее место начинает занимать кредитование. Банковские кредиты можно классифицировать по ряду признаков. По объекту кредитования кредиты могут предоставляться на восполнение недостатка оборотных ...
Предварительный этап разработки новых банковских продуктов
Основным источником информации для данной работы является опыт передовых банков России по разработке новых банковских продуктов/услуг. Современные условия развития банковского рынка и запросы клиентов требуют развития существующих и разработки новых банковских продуктов/услуг. Для разработки нового ...